Hajm 498 sahifalar
2012 yil
Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции
Kitob haqida
Это книга об удивительных судьбах талантливых русских художников, которых российская катастрофа ХХ века безжалостно разметала по свету – об их творчестве, их скитаниях по странам нашей планеты, об их страстях и странностях. Эти гении оставили яркий след в русском и мировом искусстве, их имена знакомы сегодня всем, кого интересует история искусств и история России. Многие из этих имен вы наверняка уже слышали, иные, может, услышите впервые – Шагала, Бенуа, Архипенко, Сутина, Судейкина, Ланского, Ларионова, Кандинского, де Сталя, Цадкина. Маковского, Сорина, Сапунова, Шаршуна, Гудиашвили…
Впрочем, это книга не только о художниках. Она вводит вас в круг парижской и петербургской богемы, в круг поэтов, режиссеров, покровителей искусства, антрепренеров, критиков и, конечно, блистательных женщин…
Очередная книга Бориса Носика о русской эмиграции в Париже. На этот раз в центре внимания художники.
Структурно книга делится на четыре раздела. В первом речь идет о художниках, причастных к знаменитому "Улью" Альфреда Буше. Больше всего тут рассказывается о Марке Шагале и Хаиме Сутине, но затрагиваются и Кикоин, и Кремень, и Архипенко. Второй раздел практически полностью посвящен жизненному пути Сергея Судейкина, третий — дадаистам Сергею Шаршуну и Илье Зданевичу. Четвертый раздел самый маленький, но для меня он оказался самым познавательным, так как до этого о бароне Николя де Стале и его картинах я, к стыду своему, ничего не знал.
В тексте, как и всегда у Носика, слишком много автора, причем обычно не по делу (зачем, рассказывая про самоубийство де Сталя, писать, что автор в это время ходил в самоволку в Эчмиадзине?). Но я к этому уже понемногу привык, поэтому не могу сказать, что в этот раз такая манера как-то особенно раздражала. Равно как и постоянные упоминания каких-то непонятных "красивых Танечек" и "нежных Олечек", с этим тоже свыкся.
Слышал, что у многих закономерно возникает вопрос, с какой стати автор причисляет к русским художникам ребят вроде Сутина (чистокровный еврей, родившийся под Минском), но лично я к этому цепляться не собираюсь — понятно же, что имеется в виду не национальность, а принадлежность к дореволюционной культуре Российской империи.
Достоинств у книги в любом случае больше. 5/5
Izohlar, 1 izoh1