Hajm 321 sahifa
2016 yil
Иисус до Евангелий. Как обрывочные воспоминания нескольких человек превратились в учение о Господе, покорившее мир
Kitob haqida
Из этой книги вы узнаете, откуда появились рассказы о жизни Иисуса из Назарета, вошедшие в канонические Евангелия, как они передавались устно десятилетиями до момента их письменной фиксации в священных текстах и можно ли доверять памяти о них как надежному свидетельству.
Всемирно известный исследователь Библии и раннего христианства Барт Эрман опирается на новейшие исследования древней культуры, раннего христианства, механизмов памяти, принципов работы мозга и рассказывает, как и почему воспоминания о жизни и смерти Иисуса менялись с течением времени, прежде чем появилась и разрослась Церковь, построенная на его имени.
Книга написана американским автором для американских же читателей.
Глава 6, озаглавленная «Коллективная память и древнейшее Евангелие» начинается с рассказа автора о себе любимом (что может быть более достойным предметом изучения для историка, чем собственные воспоминания?). Когда Барт Эрман переехал из Нью-Джерси на Юг США его постигло озарение: южане совсем по-другому воспринимают войну между Севером и Югом. Слабо перекинуть от этого мостик к Евангелию от Марка? А не слабо.
Русскому читателю повезло. Нам доступны труды И.С. Свенцицкой «От общины к церкви», «Изгои Вечного города: первые христиане в Древнем Риме», «Апокрифы древних христиан», «Судьбы апостолов: мифы и реальность», «Апокрифические Евангелия». Книги написаны понятно и доходчиво, исторические источники откомментированы. Доступны и переводы первоисточников с комментариями. Например, сборник документов «Иисус Христос в документах истории», «Писания мужей апостольских», «Церковная история Евсевия Памфила»… Протяни руку и читай. Станет понятна история формирования евангельских текстов, неизбежные противоречия в них, и то, как трансформируется информация о прошлом с течением времени и с формированием самой церкви. Наконец, русский читатель, как правило, читал «Мастера и Маргариту» и понимает, что Иисуса можно увидеть и глазами Воланда.
Для американского историка изложить читателю, воспитанному в рамках протестантской культуры с дословно-буквалистской формализованной верой в текст Евангелий, ту же самую информацию гораздо сложнее. Он ощущает себя смелым Колумбом или Магелланом. Первопроходцем. В общем, если вам интересна собственно работа автора с первоисточниками и какая-то новая информация по теме – она здесь малоинтересна, если вы читали хотя бы работы Свенцицкой. Римский контекст эпохи у Эрмана вообще практически выпадает.
Более любопытны рассуждения автора о психологии памяти и запоминания. Есть ссылки на труды американских и даже одного советского психолога, приводятся их выводы (отдельный вопрос: насколько правомерно применять выводы, полученные при работе с американцами или с россиянами XX века, к евреям I века, но это ладно, про изменения в менталитете, про исследования школы «Анналов» автор не в курсе – куда уж ему за всем угнаться). В общем, если бы не крохи полезной информации по психологии с мыслями о том, что память – это не фиксация, а реконструирование прошлого, то деньги, уплаченные за книгу, улетели бы на ветер.
Книга на слабенькую троечку с большим минусом.
Сергей Ленков, спасибо большое за ваш комментарий. Не знала о таком авторе, как Свенцицкая. Сейчас читаю для начала цитаты из книги «От общины к церкви» на livelib.
Очень интересно.
Книга похожа на сочинение, написанное студентом при поступлении в ВУЗ. Из любого абзаца достаточно прочитать первое предложение. Автор явно любит эпитетами подменять содержание.
"Иисус явно не был из тех, о ком судачили рыбаки на Гефсиманской лавочке". И всё в таком же духе.
Книга откровенно в ново-американской логике. Вначале автор узнал об искаженной логике воспоминаний об Иисусе, а потом он этим заинтересовался. Не удивляет, тогда, нынешние заявления в США о том, что нет доказательств, что Иисус был белым. Не рекомендую к прочтению.
Моё мнение, эта книга представляет интерес с точки зрения психологии и физиологии, но никак не исследования Иешуа, как Бога. В отличие от России, где изымались и сжигались старые рукописи,евреи бережно относились к своим записям, в т.ч. переписке, сведениям. Автор не учитывает, что и мать Иешуа, и братья-сестры его были грамотные. Тем более греческие и Александрийские философы, с которыми общался Христос. Отсюда и апокрифи. После таких выводов крайне рекомендую почитать евангелие Владимира Небадонского, трёх книжье «Рождение, жизнь и смерть Иешуа бен Иосифа» – одно из последних исследований, дающее очень подробное повествование с приведением уточнённых дат.
Барт Эрман известный специалист по Новому Завету. Его книги, которые издают ( в России ) – научно-популярные, однако в них автор высказывает «мейнстримные» в библеистике концепции. Зачастую Эрман выдвигает и собственные концепции, во многом правдоподобные.
Сия книга основывается на стыке различных гуманитарных наук с целью показать, что многие воспоминания об Иисусе являются искажённой памятью. Т.е. Некоторые события или не происходили в реальности, или были, но протекали в ином ключе.
Эрман показывает, что наша память – это не «флешка», и различные воспоминания не находятся в статике, а постоянно изменяются (искажаются). Более того, многие воспоминания об исторических событиях стоит рассматривать через призму настоящего. Подобный механизм применим и к Новому Завету.
Представляется, что у книги есть один минус. Автор использует уж слишком старые психологические исследования (хотя во многом актуальные). И все же, думается, что научные (научно-популярные) произведения нужно выстраивать из последних достижений в области соответствующей науки.
Izohlar, 9 izohlar9