Артур Вейгалл своими глазами видел, что находилось в KV55, поэтому имеет несомненное преимущество перед своими последователями - он ни секунду не сомневался, что обнаруженные останки принадлежат именно Эхнатону. Рискну предположить, что учитывая едкое чувство юмора Вейгалла, он бы не поскупился на острые "комплименты" для своих коллег, которые потратили неприлично много времени и денег на то, чтобы почти через 100 лет все-таки убедиться - да, в KV55 когда-то перезахоронили именно Эхнатона. Вообще, на личность Эхнатона существует две диаметрально противоположные точки зрения: то ли он эгоистичный тиран ( Эхнатон. Лжепророк Египта авторства Николаса Ривза, тоже весьма заслуженного археолога, но уже нашего времени), то ли блаженный святой. Эта книга как раз представляет нам фараона-еретика как одухотворенного пацифиста, который попытался вопреки всему установить мир во всем мире и привести души своих подданных к вечному спасению. Написано в отличие от других книг Вейгалла без лишней академичности, читается легко и с интересом, благо сама книга не слишком длинная. Есть иллюстрации, цитируются пограничные стелы Ахетатона и, конечно, гимн Атону. Особенно интересна, например, глава где амарнское искусство наглядно сравнивается с искусством Древнего царства. Конечно, на момент написания книги, археологи еще не совершили множества уникальных открытий (например, тогда Картер еще не раскопал могилу Тутанхамона, поэтому Вейгалл описывает его как чиновника среднего возраста, а не как девятилетнего мальчика, которого посадили на трон), но это не меняет сути. Автор представляет прекрасное, хотя и несколько идеалистическое описание самого спорного и противоречивого периода в египетской истории, основываясь на своих знаниях и впечатлениях первооткрывателя.
Hajm 194 sahifalar
1922 yil
Эхнатон. Фараон-вероотступник
Kitob haqida
Артур Вейгалл, принимавший участие в раскопках в Египте, избегая предвзятых оценок и непроверенных мнений, предлагает увлекательную и наиболее полную из существующих биографий египетского фараона Аменхотепа IV, который вошел в историю как религиозный реформатор. Утвердивший культ единого бога Атона, он принял имя Эхнатон – «угодный Атону».
Труд, написанный Артуром Вейгаллом в 20-х годах прошлого века, следует воспринимать прежде всего как одну из первых попыток исследования личности и деятельности фараона Эхнатона. Более того, благодаря открытиям египтологов, сделанным за последние сто лет, стало ясно, как далеко шагнула археология с момента первого издания книги.
Споры вокруг личности Эхнатона не утихают: одни исследователи (как, например, Артур Вейгалл) идеализируют фараона, приписывая ему высокие моральные качества; другие учёные, напротив, демонизируют египетского царя, считая Эхнатона деспотичным правителем. Ясно одно: Эхнатон действительно являлся неординарной и загадочной личностью, раз спустя три тысячелетия интерес к его фигуре продолжает жить. Думаю, истина в отношении личности фараона находится где-то посередине, ведь нельзя ввести новый официальный культ (религию), не покарав противников; совершить переворот в искусстве, не предав анафеме традиции в изображении богов и царей Египта; перенести столицу, не обложив налогами подданных. Видимо, такова цена любых революционных реформ.
Также важно отметить, что Артур Вейгалл позволяет себе быть недостаточно объективным и бесстрастным, что является существенным минусом для научной работы, но добавляет бонусы художественному повествованию. Более того, складывается впечатление, что автор нарочно спекулирует информацией, трактуя её удобно с точки зрения собственных гипотез и теорий. С другой стороны, время было другим, способы работы с информацией — иными, да и сам А. Вейгалл, возможно, оказался в плену своего исследования, делавшего его предвзятым в отношении иных версий. Кто знает…
В любом случае книга «Эхнатон. Фараон-вероотступник» не может являться единственно верным / надёжным источником информации о жизни и правлении египетского царя, зато точно станет хорошим подспорьем для дальнейшего изучения судьбы Эхнатона через другие исследования и версии.
На тему Египта, его тайн и научных исследований написаны тысячи книг, множество учёных и египтологов доносят через литературный мир свои труды и размышления. Но вот мне попадается эта книга, совершенно спонтанно и почти случайно, и у меня ощущение, что ничего лучшего быть не может.
Одно из главных достоинств этой книги — это увлекательно и живописно. При прочтении есть чёткое ощущение личного присутствия в тех местах, о которых рассказывает автор и присутствие рядом с теми людьми, о которых идёт речь. Несмотря на то, что это научная работа, здесь есть элемент художественного восприятия. Эта книга не перегружена научными фактами и подробностями из египтологии. Здесь рассказ того, кто непосредственно присутствовал при раскопках, при находках, при вскрытиях и при обнаружении открытий.
Автор — Артур Вейгалл — английский египтолог и журналист, чьи работы охватывают широкий диапазон от истории Древнего Египта до исторических биографий — блестяще написал своё исследование и перенёс его в литературный жанр.
В строках книги, без «воды» и научных «уклонов», ясно и чётко представлено об одном из великих фараонов Египта Эхнатоне. Простому обывателю будет очень интересно узнать об этой мировой исторической личности. Вейгалл был очевидцем многих уникальных событий конца XIX — самого начала XX веков, вошедших в истории египтологии, о чём он и рассказывает на страницах своей книги, а читатель, словно вместе с ним спускается в гробницы, проходит по тоннелям, коридорам и прикасается к саркофагам...
Автор невероятно интересно рассказывает о времени, в котором жил Эхнатон: традиции, веры, проблемы времени и то, чем и как жили египтяне в 1300-х годах. Главы книги словно открывают окно в тот мир, через которое можно не только всё увидеть, но и перелезть через него, оказавшись там, в Египте, в городах фараонов. Удивляет, а порой шокирует, многое (например, девочки, которые становятся жёнами и мамами в 13—14 лет — и это норма для того времени; например, в век, когда технологии ещё далеко не совершенны, в Египте чрезвычайно быстро и много строятся храмы, дворцы, и даже целые города по велению фараона — это обычное и вполне естественное дело для жителей Египта).
В книге затронута одна из социальных тем, которой не требуется шкала времени — она всегда современна и актуальна: тема восхваления и принятия, а позже предательства и всеобщего позора. На примере Эхнатона это очень хорошо показано. Он был великим и умным правителем, пропаведоваший со своего трона простоту, честность и искренность. Он стал первым гуманным фараоном и первым человеком, в сердце которого не было места варварству. Он подал нам пример, которому можно следовать и сегодня, его заветы — трёхтысячелетней давности — имеют свои адреса и сегодня, в наши дни. А под конец своей жизни стал изгоем, в которого кидали камнями и предали.
Этот «рассказ», о фараоне Эхнатоне, воспринимается гораздо шире и глубже, нежели невероятная и подробная история о великом фараоне Египта. Ощущение, во всём, личного присутствия при тех событиях, и невероятно живописный язык!
Древний Египет в период его наибольшего расцвета, государство – поистине властитель того мира. Перед фараоном преклонялись все: правители Палестины и Сирии, Кипра и Крита, Нубии и греческих островов, Сомали и Судана – платили дань юному фараону, а Фивы наводняли послы, купцы и ремесленники из различных стран. Здесь они видели здания, равных которым не было ни в одной земле, и горожан, утопавших в такой роскоши, о которой не слышали и в Вавилоне, а чужеземные цари писали, что «золото здесь цениться не больше придорожной пыли».
Как это обычно бывает – за любое богатство нужно платить и небывалое расширение границ не могло ни пройти незамеченным. Экзотические восточные культы стали проникать вместе с множеством пленных воинов и любопытных путешественников, и страну буквально наводнило множество незнакомых культов. Каждый египетский мало-мальски значимый город и без того имел своё божество, популярное в своей округе. Начались многочисленные распри, в первую очередь двух главных божеств – божественных Амона и Ра-Хоратхи. Жрецы Амона, не только держали верховенство в делах религии, но и политики, в значительной степени имея влияние на фамилию фараона и указывая ему. Однако люди уже не желали соблюдать более старые суровые традиции египетских предков, и только жрецы Амона принуждали их к этому. Терпеть указки армии египетских жрецов не желал и фараон. Поэтому и неудивительно, что «Сын Солнца» Аменхотеп IV (он же – Эхнатон) поддержал жрецов бога Ра, перевоплотив этого бога в Атона.
Известный египтолог Артур Вейгалл, принимавший участие в многочисленных раскопках в Луксоре в начале прошлого века, создал оригинальное беллетризованное жизнеописание египетского фараона Эхнатона, совершившего небывалую религиозную революцию, учредив культ единого, всесильного бога. Хорошо показаны предпосылки этой реформы – внешнеполитическая и религиозная ситуация внутри самого Египта. Показательно, что среди бесчисленного множества богов автор не даёт своему читателю запутаться, а приятный стиль и литературное дарование делают эту книгу приятной для чтения. К тому же она познавательна и не потеряла своей актуальности и сегодня, спустя более сто лет после её написания. Автор буквально вводит нас в мир царственного фараона и его окружения, так что сам чувствуешь себя участником тех далёких, более трёх с половиной тысячелетий назад, событий, а не просто сказка, которая происходила когда-то.
Замечательная книга для людей, проникшихся древнеегипетской эпохой Амарны, и её проводником и адептом фараоном Эхнатоном. Во время наибольшего расцвета древнего государства, когда в храмах стены были сплошь из золота, а правители соседних стран писали своему великому соседу: "драгоценностей в твоей стране словно пыли", во время главенствования власти жрецов, всё больше богатевших и всегда стоящих за спиной фараона, появился первый великий мечтатель, имевший достаточно, чтобы воплотить свои мечты в реальность. Сделавший непостижимое - построил свою жемчужину вдали от стовратных городов, перенёс столицу Египта в новый город Ахетатон. Город без тёмных секретных помещений храмов жрецов и их, давно потерявших смысл, церемоний. Эхнатон имел дерзость перечеркнуть тысячи "старых" богов (сами египтяне не знали им счёта) и провозгласить одного единственного, первого абстрактного бога в истории, чем-то похожего на солнце, но изображающегося его лучи, как ласковые руки - Атона. Храмы для него были светлыми и открытыми, и новый бог не принимал в жертвы животных - только цветы. Прекрасная утопичная мечта о мире во всём мире и первая монотеистическая религия дали Египту тот толчок, к которому он, как самая развитая цивилизация того времени, был готов. Изменились все каноны, которые, считаясь священными, несчадное количество времени связывали руки поэтам, художникам и простым писцам - в письменность вошла разговорная речь, людей, животных и даже самого фараона можно было изображать в наиболее естественном повседневном виде. Из того времени до нас дошли прекрасные произведения искусства - известная голова царицы Нефертити (жены Эхнатона), живописные изображения их повседневной жизни и даже - неслыханно для фараона - поцелуя. И это после строгих правил плечи в фас, голова в профиль, глаза в фас! Но, взлетающим высоко, несомненно, приходится не просто. И бюст головы Нефертити археологи нашли в разбитой мастерской, он так и остаётся незаконченным. Разбитая мастерская в разбитом, ограбленном, разрушенном городе там, где под песком была погребена мечта обычного человека о любви и гармонии. Человека, которому выпало на долю стать фараоном. Книга А.Вейгалла написана с чувством и ритмом романа, открытие их экспедицией возможной гробницы Эхнатона, вселило вдохновение во все её страницы. Позиция автора скорее схожа с позицией Джеймса Генри Брэстеда, известного учёного и писателя, который в своё время также был очарован личностью первого фараона-бунтаря.
Izoh qoldiring
Три тысячи лет назад он подал нам пример, которому можно следовать и сегодня, пример того, каким должен быть муж и отец и просто честный человек. Он показал нам, как должен чувствовать поэт, чему должен учить учитель, чего следует добиваться художнику, во что верить ученому и о чем думать философу.(Вейгалл об Эхнатоне)
«Я пью сладкое дыхание, которое исходит из твоих уст. Я ежедневно лицезрею твою красоту. Да смогу я слышать твой мелодичный голос даже при северном ветре, да оживятся мои члены твоей любовью. Дай мне руки твои, чтобы удержать дух твой, чтобы мог я принять его и жить им. Назови имя мое в вечности, и о нем никогда не забудут».(Эпитафия-обращение фараона к Атону)
Izohlar
8