Монтень – потрясающий автор, глубокий философ, отличный эссеист. Сегодня его труд «Опыты» вызывает восхищение и не всегда может быть доступен обычному читателю. Эта книга очень помогает посмотреть на «Опыты» с правильной перспективы, увидеть в них то, что без такой работы осталось бы скрыто от наших глаз. Чудесный опыт, помогающий глубже увидеть «Опыты».
Hajm 100 sahifalar
2013 yil
Лето с Монтенем
Kitob haqida
Один из выдающихся литературоведов современности, профессор Коллеж де Франс Антуан Компаньон (род. 1950) посвятил Мишелю де Монтеню два больших исследования, а в 2012 году подготовил для радиостанции France Inter серию из сорока коротких передач, обозревающих основные темы Опытов – единственного (не считая писем) сочинения Монтеня, которое сделало его одним из основоположников мировоззрения Нового времени и создателем жанра эссе. Книга Лето с Монтенем, составленная из текстов этих передач, вышла во Франции год спустя и стала бестселлером. Беспечно прогуливаясь по причудливому и необозримому пейзажу Опытов, как по родному городу, Компаньон передает нам – своим спутникам – удовольствие узнавания его памятников и курьезов.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Книга интересная. Во всяком случае, помогает понять самые мачала книги Мишеля Монтеня. В дальнейшем, когда начинаешь читать сами «Опыты», то, ориентируясь на эту работу, можно глубже почувствовать, о чем писал Мишель Монтень.
В этом году часто возвращаюсь к «Опытам» Монтеня. И может потому еще в процессе знакомства с книгой «Летом с Монтенем» сразу стал делать пометки на полях. И уже эти пометки позволяют мне иначе взглянуть на восприятие «Опытов».
Книга состоит из 40 коротких глав, каждая из которых посвящена одному из эссе Монтеня из его труда под названием «Опыты». В каждой главе автор, профессор французской литературы, цитирует отрывки из «Опытов», а затем даёт краткий комментарий по обсуждаемым вопросам. Темы различны. Монтень писал о человеческой природе, о политике и этике, о любви и дружбе, о войне и мире. На страницах его книги на удивление мало рассуждений на тему религии. Нельзя не отметить, что многие его мысли звучат вполне современно.
Компаньон кратко рассматривает исторический контекст и объясняет идеи, лежащие в основе эссе, или то, как он их видит. Он также приводит некоторые факты о жизни и временах Мишеля Монтеня, не вдаваясь в подробности. Один из наиболее значительных мыслителей французского Ренессанса известен тем, что высоко ценил скептицизм и восхвалял стоический подход к жизни. В разгар жестокого политического и религиозного конфликта Монтень выбрал уединиться в своём поместье, где он мог проводить дни за чтением и письмом. До выхода на пенсию он иногда выступал в качестве посредника между католиками и протестантами. Позиция Монтеня в отношении межконфессионального конфликта показывает, что можно и нужно отвергать крайние нарративы, кто бы их ни транслировал. В некоторых случаях не стоит занимать чью-либо сторону, а сосредоточиться на диалоге и поиске компромисса. Многие пассажи в «Опытах» отражают чувство неопределённости, порождённое неспокойными временами, когда религиозные войны опустошали Францию и её народ. И мы вынуждены отдать свою судьбу в руки случая, рассчитывая, что он поможет нам выжить.
Книга основана на радиопередачах автора. Учитывая объем и формат, она не претендует на глубокое изучение предмета или биографию Монтеня. Один из её плюсов в том, что она может пробудить у читателя интерес к Монтеню, его философии, времени и эпохе.
В целом это было лёгкое и довольно приятное чтение. Выделим несколько моментов.
Сомнение - часто это верный признак интеллектуального развития. Конечно, бывают ситуации, когда сомнения желательно отбросить, но мы же не будем в таких вопросах придерживаться обманчивого дуализма. Монтень не отрицает истину, но сомневается в её доступности для людей. Он предостерегает нас от нечестности с самими собой. Будучи известным скептиком, он выбрал своим девизом « Que sais-je ? » («Что я знаю?»), а своей эмблемой - чашу весов. Но незнание - не повод для отчаяния.
Сохранять чувство юмора и способность иронизировать полезно, а иногда и необходимо.
Монтень был одним из ранних критиков колониализма.
Философ утверждает, что нет лучшего образования, чем путешествия и движение. Сегодня бы сказали о том, что открытие доселе неизведанного помогает формированию новых нейронных связей. И это может быть небольшой парк или новое кафе в соседнем районе. Изучение незнакомых мест может повысить в нас скептицизм, показав «богатство природы» и «относительность обычаев и верований». Сам Мишель очень любил ездить верхом. Падение с лошади однажды чуть не стоило ему жизни, но в итоге вдохновило на размышления о человеческом «я».
В своих сочинениях Монтень стремится сразу перейти к делу, отказываясь от стилистических ухищрений. Его идеальный язык - «конкретный, энергичный, физический». Его писательское кредо можно выразить как «Пишу так же, как и говорю». Конкретный язык, ясность мысли, употребление слов по назначению и минимизация стилистических эффектов мне весьма импонируют. Виктор Клемперер бы одобрил.
Рассуждая об образовательных практиках, Монтень выступает за глубокое понимание изучаемых тем и против механического запоминания, которое так распространено.
3.75/5
Книгу мне подарил ее переводчик, поэтому я могу быть немного пристрастен. Но тем не менее.....
"Опыты" Монтеня я читал в студенческой молодости лет 30 назад. Краткий экскурс по трехтомнику с легкими, но не поверхностными (хочется сказать - очень французскими) комментариями вызвал приятные воспоминания и желание пролистать Монтеня и перечитать некоторые места.
Однако полагаю, что наиболее полезна книга будет для тех, кто "Опыты" еще не читал. Коротенькое изложение, разбитое на 40 совсем крохотных amuse bouche, вполне может разогреть аппетит для детального прочтения всех "Опытов", которые для французской культуры крайне важны.
Izoh qoldiring
‹…›. Величайшее несчастье ощущать вечный гнет даже у себя дома, в лоне своей семьи. Местность, в которой я обитаю, – постоянная арена наших смут и волнений; тут они раньше всего разражаются и позже всего затихают, и настоящего мира тут никогда не видно… (III.
‹…›. Величайшее несчастье ощущать вечный гнет даже у себя дома, в лоне своей семьи. Местность, в которой я обитаю, – постоянная арена наших смут и волнений; тут они раньше всего разражаются и позже всего
Izohlar
6