Hajm 788 sahifalar
2013 yil
Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем
Kitob haqida
Антонину Николаевну Пирожкову (1909–2010) еще при жизни называли одной из великих вдов. Сорок лет она сначала ждала возвращения Исаака Бабеля, арестованного органами НКВД в 1939 году, потом первой после смерти диктатора добилась посмертной реабилитации мужа, «пробивала» сочинения, собирала воспоминания о нем и написала свои.
В них она попыталась «восстановить черты человека, наделенного великой душевной добротой, страстным интересом к людям и чудесным даром их изображения…»
Чудесный дар был дан и самой АН. Пирожковой. Она имела прямое отношение к созданию «большого стиля», ее инженерному перу принадлежат шедевры московского метро – станции «Площадь Революции», «Павелецкая», две «Киевские». Эта книга – тоже своего рода «большой стиль». Сибирь, Москва, Кавказ, Европа – и, по сути, весь ХХ век. Герои мемуаров – вместе с Бабелем, рядом с Бабелем, после Бабеля: С. Эйзенштейн, С. Михоэлс, Н. Эрдман, Ю. Олеша, Е. Пешкова, И. Эренбург, коллеги – известные инженеры-метростроевцы, политические деятели Авель Енукидзе и Бетал Калмыков. И рядом – просто люди независимо от их ранга и звания – совсем по-бабелевски.
Эту книгу с большим удовольствием прочитали и я, и моя мама, и моя бабушка. Автор очень интересно описывает свое сибирское дореволюционное детство, раннесоветские студенческие годы, дальнейшую напряженную рабочую жизнь в Москве и на Кавказе во время войны. Хорошо написано, много интересных бытовых деталей и примет времени или, наоборот, неожиданных моментов. Та часть, что касалась жизни с Бабелем и последующей околобабелевской ее деятельности, мне понравилась меньше (просто потому, что к Бабелю у меня интереса не было и при прочтении не возникло), как и заметки о поездках по Европе (современного человека трудно таким удивить – он и сам видел, и в блогах читал-смотрел). И тем не менее, я однозначно могу рекомендовать эту книгу всем, кому нравятся автобиографии и хочется познакомиться с первой половиной двадцатого века в России, увиденной глазами женщины и инженера.
Удивительно, как эту вещь расхвалили по Эху Москвы!
Неужели не заметили безвкусицу этого опуса. Когда автор пишет о своей молодости, то так и хочется сказать «Не верю». Пирожковой еще когда она еще старшекурсница поручают проекты, с которыми не справились целые коллективы ведущих институтов и маститые ученые и инженеры. А когда она уже стала молодым специалистом, то уж без нее никак бы не построили некоторые станции московского метро. Да и отношения с Бабелем описываются очень странно. Года 2 эти отношения такие, что они вместе каждый день, но отношения чисто дружеские. И где-то после 2-х лет вдруг проскальзывает, что она давно уже ему жена, да у них есть еще и дочь!
Интересно, проходила ли эта книга редактуру.
Izohlar, 2 izohlar2