Рассказ интересный, поучительный и смешной. Разбей кувшин, вот и узнаешь о его содержимом. Также и люди, в экстремальной ситуации проявляют свою истинную натуру. Кто-то готов пожертвовать своей жизнью ради других, а другие – думают только о себе и готовы что угодно предпринять для своего спасения. Что мы чувствуем к людям, которые нас спасли в трудную минуту? Которые увидели наше истинное содержимое? Которым мы, в трудный период пообещали что-то очень большое или даже невозможное? У каждого из нас была хотя бы одна такая ситуация, за которую нам стыдно, особенно, если этому были свидетели или даже участники. А еще, иногда добрые дела наказуемы.
Hajm 5 sahifalar
1880 yil
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Kitob haqida
«…Он не спал целую ночь и целое утро. В голове у него кипела непривычная работа, лицо горело и было краснее вареного рака; кулаки судорожно сжимались, а в груди происходила такая возня и стукотня, какой майор и под Карсом не видал и не слыхал. Выглянув из-под одеяла на свет божий и выругавшись, он спрыгнул с кровати и, потрясая кулаками, зашагал по комнате.
– Эй, болваны! – крикнул он…»
Janrlar va teglar
"За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь" - очень знакомое всем выражение, ярко описывающее попытки схватить сразу слишком многое. Именно эту ситуацию Антон Чехов изображает в своем рассказе.
Основными героями произведения являются майор Щелколобов и его молодая жена Каролина Карловна. Богатый землевладелец майор женится на девушке в надежде обрести полное счастье. Однако вместо этого он сталкивается с проблемами, которые приводят к некоторым неловким ситуациям. Но не буду рассказывать о развитии сюжета, он довольно интригующий и неожиданный.
Чехов в рассказе поднимает важные темы алчности и жадности, которые, как показывает автор, могут привести к печальным последствиям. Он демонстрирует, что попытка "усидеть на двух стульях" и получить сразу двойное вознаграждение в итоге оборачивается наказанием и разочарованием для героя.
Ироничный и мудрый рассказ не только развлекает, но и заставляет задуматься над важными жизненными уроками. Эта история актуальна во все времена, напоминая, что нужно разумно расставлять приоритеты.
Щелколобов был возмущён и поражён, ибо случилось страшное: ненароком он подслушал, что его, майора, обладателя тысячи десятин земли и плешивой головы, дорогая супруга, коя младше его на два десятка лет, «не любила, не любит и любить не будет», ибо он тупой, помешанный и выпивающий. Аполлоша, как его ласково называла жёнушка (по делу, конечно...), был в ярости, как так-то, ведь ничего не предвещало, ни-че-го! Восстав после тревожной и бессонной ночи, призвал он своего верного слугу Пантелея да давай вопрошать: как у нас там с побоями-то? Ты бьёшь жену? Бьёшь! Отлично. А кто-то из господ бьёт жён? Бьёт! Превосходно. О, не только жён?.. Ну, с кем не бывает, в самом-то деле... «— Колотишь ли ты свою жену или нет? — Кажинный вторник, ваше в-е!», – в расписание внесено, видимо; обычное дело. Майор приободрился. Даже малость развеселился. Уж он-то ей, дурной, покажет, как его, великолепного, любить надо! Он вам, в конце-то концов, не баран какой-нибудь! «Какова? Какова? Какова?».
И решил бараин проучить свою жену красиво, посему повёз её на лодке по озеру кататься, чем, собственно, подтвердил ранее поставленный диагноз, ибо Каролина Карловна отчего-то плётке-то не обрадовалась – и началось. «Поднялась страшная возня, такая возня, какую не только описать, но и вообразить едва ли возможно. Произошло то, чего не в состоянии изобразить даже художник, побывавший в Италии и обладающий самым пылким воображением...». И здесь на сцену выходит не deus ex machina, но что-то очень близкое. Прогуливающийся поблизости Иван Павлович узрел утопающих, и пред ним возникла такая блестящая будущность, что он чуть ли не плакал от счастья. Спасёт майора – приобретёт богатого тестя и цыгары, спасёт барыню – заполучит видную жену и пирожные... что же выбрать? «Шик! Гуляй, Ваня!», – махнул он рукой, и... решил спасти обоих. Мол, и тестя получит, и жену. То, что что-то явно не сходится, он понял только на берегу. Громко он рыдал, конечно... А счастье было так близко!
Чехонте во всей своей искромётной красе, чего и говорить. Казалось бы, рассказ на шесть страниц, но какие это были страницы! Столь кратко поведать такую яркую историю – это надо уметь. Столько в ней смешного было, всего не перечислишь, вся красота крылась в деталях, эти строки хотелось смаковать. «Не спасёшь меня – убью, жить не позволю!», – звучит зловеще; «Кто-нибудь один! Обоих вас куда мне взять? Что я, кашалот, что ли?», – с этого кашалота и вообще построения фразы я рассмеялась и смеялась долго, весь день потом её цитировала; «Постой!.. Как на твой взгляд? Я похож на мужика?», – спросил тот, кто собрался бить женщину. Но опять же, последняя цитата, это не сказать что так уж смешно, как и вообще вся сюжетная канва. Молодая жена, называющая мужа “папочкой”, этот “папочка”, который удивляется нелюбви со стороны жены и хочет её избить, жадный “кашалот”, мечтающий забрать себе вообще всё... Как говорится, рассказ-то смешной, а вот ситуация страшная. Люди, что тут ещё скажешь...
«Не спасешь меня — убью, жить не позволю!» (Чехов А. П. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»)
«Трудно спорить с жизненною логикой, И о чем ты там ни говори Прежде, чем жениться на молоденькой, Паспорт свой открой и посмотри, Паспорт свой открой и посмотри.» (Из к/ф «Ах, водевиль, водевиль»)
И снова ранний Чехов.
И снова говорящая фамилия у персонажа, встречающего читателя с первых строк: майор Щелколобов. Намёк – по лбу щёлк! Щелбан, щелобан, фофан … Наказание за некую провинность, неловкость ... Не столько больно, сколько унизительно: недотёпа!
У Чехова ничего просто так не бывает: скажет мало – смысла много. Мастер.
Щелколобов – тот ещё «Аполлон». Плешивый землевладелец, слюни распустивший на молоденькую девушку. Тысячи десятин земли позволили ему на ней жениться. Красавéц! Даром что ли его Чехов Аполлошей называет?
А жене-то – двадцать лет всего. Вот и «майорша Каролина Карловна, более чем милостиво беседовала со своим приезжим кузеном …» «…называла своего супруга, майора Щелколобова, бараном и с женским легкомыслием доказывала, что она своего мужа не любила, не любит и любить не будет …»
Ну, как тут не вспомнить песенку «Ты всё поймёшь» из к/ф «Ах, водевиль, водевиль»?
Вот и получил щелчок по лбу Аполлоша – майор, услышав случайно, как о нём отзывалась майорша. И поделом!
А что же случилось дальше и при чём здесь бывший писарь майора? Если вам не довелось об этом узнать раньше, можете узнать сейчас.
А ведь каждый персонаж этой истории получил по заслугам. Или нет?
А.П. Чехов «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» (рассказ, 1880 г.)
Чехова никак нельзя назвать болтуном – вот послушайте, что он сумел сообщить нам в одном лишь первом предложении рассказа «За двумя зайцами…». «Пробило двенадцать часов дня, и майор Щелколобов, обладатель тысячи десятин земли и молоденькой жены, высунул свою плешивую голову из-под ситцевого одеяла и громко выругался». 1. Мы узнаём фамилию главного героя. 2. Благодаря его плешивости и майорскому званию мы узнаём его возраст. (Кстати, плешивость и звание – это тоже информация, значит, тут уже не только 2, но 3 и 4). 5. Узнаём, что женат он на молодой. 6. Узнаём размер его состояния. 7. Узнаём, что он не любитель рано вставать, 8. И узнаём, что он весьма эмоционален.
И далее всего на пяти страницах автор развёртывает перед нами столь богатую событиями, эмоциями и наблюдениями картину, что другой сделал бы из этого материала роман. Но Антон Павлович позволяет нам за короткое время узнать для себя много нового, интересного и смешного.
Рассказ о том, как барин решил наказать свою жену, и что из этого вышло.
Izoh qoldiring
Затрещала дверь, и пред лицо майора предстал его камердинер, куафер и поломойка Пантелей, в одежонке с барского плеча и с щенком под мышкой. Он уперся о косяк двери и почтительно замигал глазами.— Послушай, Пантелей, — начал майор, — я хочу с тобой поговорить по-человечески, как с человеком, откровенно. Стой ровней! Выпусти из кулака мух! Вот так! Будешь ли ты отвечать мне откровенно, от глубины души, или нет?— Буду-с.— Не смотри на меня с таким удивлением. На господ нельзя смотреть с удивлением. Закрой рот! Какой же ты бык, братец! Не знаешь, как нужно вести себя в моем присутствии. Отвечай мне прямо, без запинки! Колотишь ли ты свою жену или нет?Пантелей закрыл рот рукою и преглупо ухмыльнулся.— Кажинный вторник, ваше в<ысокоблагороди>е! — пробормотал он и захихикал.— Очень хорошо. Чего ты смеешься? Над этим шутить нельзя! Закрой рот! Не чешись при мне: я этого не люблю. (Майор подумал.) Я полагаю, братец, что не одни только мужики наказывают своих жен. Как ты думаешь относительно этого?— Не одни, ваше в-е!— Пример!— В городе есть судья Петр Иваныч… Изволите знать? Я у них годов десять тому назад в дворниках состоял. Славный барин, в одно слово, то есть… а как подвыпимши, то бережись. Бывало, как придут подвыпимши, то и начнут кулачищем в бок барыню подсаживать. Штоб мне провалиться на ентом самом месте, коли не верите! Да и меня за конпанию ни с того ни с сего в бок, бывало, саданут. Бьют барыню да и говорят: «Ты, говорят, дура, меня не любишь, так я тебя, говорят, за это убить желаю и твоей жисти предел положить…»— Ну, а она что?— Простите, говорит.— Ну? Ей-богу? Да это отлично!И майор от удовольствия потер себе руки.
Izohlar
10