Hajm 553 sahifalar
1955 yil
Жизнь Гогена
Kitob haqida
Писатель Анри Перрюшо, известный своими монографиями о жизни и творчестве французских художников-импрессионистов, удачно сочетает в своих романах беллетристическую живость повествования с достоверностью фактов, пытаясь понять особенности творчества живописцев и эпохи. В своей монграфии о знаменитом художнике Поля Гогена автор детально проследил творческий путь художника, процесс его профессионального формирования. В книге использованы уникальные документы, воспоминания современников, письма.
Честно говоря, я далеко не поклонница Поля Гогена. Я не понимаю его картин. Мне симпатичны разве что пейзажи и натюрморты. Наверное потому, что они более реалистичны. А вот картины с изображениями людей - совсем не нравятся. Однако, не стану отрицать, у него есть свой неповторимый стиль, я очень уважаю этого человека, его творчество, он - гений, без преувеличения. Эту книгу я решила прочитать скорее из-за того, что он друг Винсента Ван Гога. По крайней мере мне часто попадалась эта информация. Прочитав биографию Поля Гогена я могу сказать, что это слишком громкие слова. Скорее они товарищи по несчастью, они оба - отвергнутые обществом художники, только это их объединяет. Дружбой такое сложно назвать. По мимо биографий Гогена и Ван Гога я читала о Моне и пришла к выводу, что художники - не особо приятные люди)
Книга начинается не с самого художника, а с его прародителей. Бабушка Гогена была довольно необычной женщиной. Своенравная дама совсем не интересовалась мужем и детьми, зато была довольно популярна среди народа. Она боролась за права женщин и поддерживала рабочих. А её муж, дедушка Гогена, из-за тяжёлого характера жены даже пытался её убить. Те ещё родственнички. Чего не скажешь о маме Поля. Алина - полная их противоположность, тихая и скромная девушка. Поль рос нелюдимым и странным мальчиком. Про него говорили, что он вырастит либо гением, либо дураком. Позже он не смог выбрать себе профессию, не знал куда пойти учиться, поэтому стал учеником лоцмана, а затем и лейтенантом. В свободное время он брал в руки карандаш и начал рисовать. Это занятие его не увлекало, чисто для души, ведь никаких способностей в себе он не видел. Позже Гоген познакомился с двумя женщинами. Датчанки приехали в Париж: богатая дама и её гувернантка. Именно вторая привлекала внимание Поля. Крепкая и полная Метте любила одеваться в мужскую одежду, иногда её даже путали с молодым человеком. Не только внешне, но и характер у неё был совсем не нежный. Именно эта неординарность понравилась Полю. Они поженились, родили пятерых детей. Пока рисование было увлечением, Метте поддерживала мужа, восхищаясь его работами. А когда он возомнил себя непризнанным гением, то сразу стала отговаривать Поля заниматься живописью. Она считала, что это не профессия, ведь она не прокормит семью. Метте была рада, когда муж играл на бирже, она всегда мечтала о богатстве. А когда Поль начал терять деньги, он твёрдо решил посвятить себя только искусству. Метте из-за этого чуть не ушла от него, разозлившись. Тем более он стал тратить последние деньги на холсты и краски, не выделяя денег на жену и детей. Гогену были симпатичны картины, висевшие дома у родственников, он ими вдохновлялся. По началу Поль копировал других художников, так он искал свой стиль. Он входил в "банду Мане", в которую его привёл Писсарро. В кафе собирались импрессионисты, которых в то время не принимало общество. Поль не понимал этого направления в живописи, ему не нравилась воздушность и лёгкость в их картинах. Моне был против Гогена в их "банде", называл его "мазилой". А вот Писсарро его поддерживал, Поль даже приглашал его в гости, показывал свои картины и просил совета. Метте была этому удивлена, ведь муж редко кого-то приводил домой. Поль с большим трудом выносил критику и замечания. Тихий и сдержанный человек становился совсем другим: мог облить водой или чем-нибудь залепить в лоб. Позже у Гогена открылась выставка, конечно, он ждал восхищения, но публике пришлись его картины не по нраву. Это сильно ударило по художнику. Зато позже его картины стал продавать сам Тео Ван Гог, брат Винсента. И казалось бы, что признание не за горами, у него даже появился ученик. Практически потеряв семью, он начал жалеть, что променял детей на искусство...
Мне очень понравилось то, что в книге очень много изображений картин, о которых говорится. Не нужно прерывать чтение, чтобы загуглить произведение искусства. Ещё огромный плюс в том, что нет авторских размышлений, домыслов, нет его отношения к какому-либо событию. Всё чётко и по делу, да и сама книга довольно динамична, особенно первая половина.
Отличная книга о Поле Гогене (1848-1903), очень рад, что познакомился с его необыкновенной судьбой. Гоген оказался несравнимо интереснее и сложнее Чарльза Стрикленда, хотя в сути Моэм уловил характер Гогена.
Перрюшо, для которого Гоген великий художник, пишет о нем подробно, осторожно, истолковывая неоднозначные факты его "сумасшедшей" биографии в его сторону. Ориентируется Перрюшо прежде всего на высказывания самого Гогена. Он предстает человеком, любившим жену и детей, но еще более ценивший свое призвание. "Что бы там ни изобретали, лучше семейного согласия ничего не выдумать," - мнение Гогена! Оставив работу на бирже, надеялся прокормить семью от трудов художественных. Не получилось. Талант Гогена оплатился семейным счастьем супругов и пятерых детей. Дорогая цена.
Чтение этой книги позволило очередной раз окунуться в мир искусства через открытие для себя творчества Гогена (интернет был в помощь), увидеть его незнакомые полотна, а знакомые полотна увидеть по-новому, получить возможность оценить их в контексте биографии - личной и творческой, найти нити нового интереса к художникам из окружения Гогена, прежде всего к Ван Гогу, Сезанну, Дега, менее известным Писарро, Бернару.
Поучительны прослеженные Перрюшо отношения Гогена с женой, через всю книгу показано значение денег для его семейной жизни и для творчества.
Незабываемые таитянские женщины и пейзажи оставляют состояние озадаченности. Что это? Кто это? Понял, что это вариант рая, "гогеновского".
Перрюшо много внимания уделил внутренней жизни художника. Гоген не сопротивлялся, а старался жить в согласии со своей натурой, куда была заложена страсть к искусству как средству постижения и выражения жизни.
Жизнь имеет смысл, если проживешь ее согласно со своей волей. Я всегда делал то, что хотел. Это мое проклятье и мое счастье.
Так кто же вы, господин Гоген? Думаю, вопрос остается открытым при исследовании личности любого человека. Буду продолжать читать о Гогене, заинтересовало и его литературное творчество. Еще подумал, что жанр биографии может стать одним из любимых.
P.S. Гогену Ю.Цыганков Позвольте, Поль, не согласиться с Вами! Судьба детей - жестокая цена в обмен на шанс сравниться с небесами, найти свою судьбу... испить её до дна...
Простите, Поль, мне это несогласье! Ведь станется страшнее тех вина, кто не посмел и умер заживо... Ненастье и сумерки души - жестокая цена.
Позвольте, Поль, мне восхититься Вами! И Провидением, что направляло Вас, и Вашими "простыми островами", и тем, как Вы использовали шанс...
В очередной раз убедилась, что Перрюшо - гений биографий. Его персонажи буквально встают перед глазами во всей своей красе или безобразии. При чем он остается просто бесстрастным наблюдателем, фиксирующим события жизни своего "подопечного".
Именно такое качество Перрюшо сыграло злую шутку со мной в отношении Гогена. При всем том, что мне очень нравятся живописные работы Гогена (о том, что он еще и писал, и по дереву вырезал я узнала только благодаря этой книге), Гоген как личность произвел на меня скорее отталкивающее впечатление.
Но ведь главная задача биографа - не приукрашивать факты и не обожествлять описываемого художника, а в том, чтоб показать РЕАЛЬНОГО живого человека, с его слабостями и сильными сторонами, с его болью и радостями. Такова и эта книга.
Как всегда обстоятельно и подробно, начиная с прабабки, Перрюшо описывает жизнь великого, необычного и прекрасного художника Поля Гогена, использую архивные документы, письма Гогена и Гогену, его собственные сочинения. Если вы не боитесь разочароваться в кумире, если можете разделить человека и его плоды, то вам несомненно стоит прочитать эту книгу.
Победа великих мастеров часто оплачивается их личными поражениями. (C) Анри Перрюшо. Жизнь Гогена
Здесь в средней полосе нашей Родины, на улице сейчас такое буйство красок, как тут не вспомнить великого художника? Не могу сказать, что творчество Гогена мне близко, скорее мне ближе творения импрессионистов, которых с течением времени он всё больше критиковал. Но меня всегда интересовала его удивительная судьба, впрочем, и сам Гоген писал об этом: «Моё творчество, если его рассматривать с точки зрения его непосредственного и чисто живописного результата, имеет куда меньше значения, чем если подходить к нему конечного и нравственного результата: то есть освобождения живописи, отныне вырвавшейся из всех пут…». Анри Перрюшо в этой книге ярко демонстрирует читателю, какой ценой был достигнут этот нравственный результат - свобода взглядов художника, которую Гоген отстаивал даже не столько своей живописью, сколько своей жизнью. Разорвать отношения с семьёй, в которой он был не понят ни женой, ни её родственниками, отправиться в далёкие края, где его преследовала страшная нищета, и рисовать картины, которые имели весьма шаткий переменный успех у европейского общества. Читать о Гогене – интересно, во многом этому способствует приятный простой стиль повествования автора книги, а так же его огромная работа по изучению жизни и творческого наследия художника, при этом автор не перегружает книгу датами или особенными терминами, скорее это похоже на роман, чем на биографическое исследование. Но тот факт, что описываемый герой – не просто плод фантазии писателя, а реально живущий, всем известный художник, делает чтение ещё более увлекательным и заставляет сопереживать герою. При этом Перрюшо не делает из Гогена кумира, не обеляет его характера, но принимая все недостатки художника, читатель всё равно волей неволей становится на его сторону. Возможно, потому, что Гоген – признанный гений, а гения всегда хочется понять, какими бы странными не казались его поступки…
Я не могу сказать, что люблю картины Гогена или, что стала любить их после прочтения книги, но следить за его творческим путем, за философией, чувствовать вместе с ним удачи и поражения было интересно. Перрюшо очень кропотлив, он не пропускает ничего, в книге находится место личной жизни, творчеству, взаимоотношениям с другими художниками. Он не судит и не возвышает, он старается быть бесстрастным, раскрывая перед читателем лучшие и худшие черты характера художника. Отличная биография, позволяющая взглянуть на творчество художника через его жизнь.
"Каким вы видите это дерево? Оно зеленое? Так пишите же его самым красивым зеленым цветом, какой есть на вашей палитре. А эту тень? Скорее, синей? Так не бойтесь сделать ее как можно более синей".
. Малларме, этот певец белизны, «чистых ледников эстетики», восхищался ясными красками картин. «Непостижимо, – говорил он, – как можно вложить столько тайны в такую яркость
Но таким ли убежденным импрессионистом был сам Гоген? Что бы он сам ни думал в эту пору, его родство с импрессионистами оставалось чисто поверхностным - оно не затрагивало глубин его души. Воспроизводить реальный мир таким, каким его видит глаз, запечатлевать на холсте зрительное восприятие в его первозданном виде, посвятить себя передаче внешних явлений - того, что происходит вне художника, - разве мог признать это конечной целью искусства Гоген, для которого существовал внутренний мир, и только он один?
Возможно, что именно тогда, увидев картину Гогена, Мане похвалил художника. "Очень хорошо! - сказал он, прищелкнув языком, что выражало у него восхищение.
- Что вы! - возразил Гоген. - Я всего лишь любитель!
- О, нет! - ответил Мане. - Любители - это те, кто пишут плохие картины".
"Я узнал крайнюю нищету... - писал впоследствии Гоген в тетради, предназначенной для дочери Алины. - Но это не страшно или почти не страшно. К нищете привыкаешь и при наличии воли над ней в конце концов начинаешь смеяться. Ужасно другое - невозможность работать, развивать интеллектуальные способности... Правда, страдание обостряет твой талант. И, однако, избыток страдания ни к чему, потому что тогда оно убивает...
Izohlar, 12 izohlar12