Hajm 1190 sahifalar
1959 yil
Ван Гог, Мане, Тулуз-Лотрек
Kitob haqida
Автор книги – известный французский писатель Анри Перрюшо, исследователь творчества европейских художников-импрессионистов и постимпрессионистов, таких как Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж-Пьер Сёра.
Биографии-романы А. Перрюшо всегда достоверны и документированы, но это не мешает им быть живыми и волнующими, ярко воссоздающими облик художников и эпоху, в которой они жили и творили.
Впервые книги Анри Перрюшо в сборнике, в который вошли биографии самых известных художников-постимпрессионистов: Винсента Ван Гога, Эдуара Мане, Анри де Тулуз-Лотрека!
В издании представлены репродукции картин Ван Гога, Мане, Тулуз-Лотрека, а также картин других художников.
Я думаю - это пожалуй лучшая книга для чтения в поезде или самолете пока тянется время в пути. Это волнительно - читать о художнике и его картинах. Что может быть лучше?
«Автопортрет», 1883 г. Анри Перрюшо - исследователь и талантливый писатель в своих работах знакомит нас с творчеством и жизнью французских художников. Эта книга посвящена художнику-постимпрессионисту Анри Тулуз-Лотреку. Жизнь отпрыска графского рода, имевшего родню в королевских семьях Франции, Англии и Арагона, была радостна и безмятежна вплоть до 14 лет. Хотя его родители развелись когда ему было три, он не был обделен вниманием и любовью. В семье его ласково называли "Маленьким Сокровищем". Тяга к искусству передавалась у Тулуз-Лотреков из поколения в поколение. И Анри рисовал с детства, живо интересовался тем, что происходит вокруг него, любил лошадей и мечтал, о том времени когда вырастит и отправится на охоту вместе со своим отцом. К сожалению этому не суждено было сбыться. В возрасте 14 лет он ломает шейку бедра одной ноги, через год другой. С этих пор рост его конечностей остановился. И до конца жизни он так и останется непропорциональном карликом с ростом в 152 см. Современные медики склоняются к тому, что это произошло из-за близкородственной связи его родителей, они были кузенами. И в этот тяжелый момент отец отворачивается от сына. Анри перестает его интересовать, так как своим уродством не оправдал его надежд и ожиданий.
Как жестоко поступила с ним природа – она пробудила в нем юношу и тут же лишила юности.
Возможно по этому Анри возненавидел пейзажи, как ненавидел природу, которая его предала. Если его работы, где он передает движение, обладают убедительной силой, если в его портретах есть сила и достоверность, то его пейзажи совершенно безлики. Даже когда он пишет на пленэре, ему совершенно безразличен сельский пейзаж, он лишь фоном обозначает зелень, выделяя на первый план единственное, что его интересует: лицо или фигуру. Он стремится раскрыть психологическую сущность модели, показать её без прикрас. В человеке или животном его привлекают уникальные черты, он ищет в них уродство, никогда не приукрашивая модель. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора. Не дожидаясь, пока над ним начнут смеяться в незнакомой компании, сам первый иронизировал над своим недугом. Он вырос в богатом окружении своих родственников и будучи не замкнутым человеком, легко сходится с людьми, являясь прекрасным собеседником. Друзья его просто обожали. Но в любви ему не везет, и он вынужден пользоваться услугами натурщиц и проституток. Утоляя страсть он так и не познал любви. В итоге он выплескивает ее на полотна и топит в алкоголе. Являясь очень плодовитым художником, он выставлял свои картины в Салоне независимых и проводил персональные выставки в Париже и в Лондоне. Менее 20 лет длилась творческая жизнь Анри Тулуз-Лотрека. За этот период он создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, несколько керамик и витражей.Но критики к нему и его творчеству настроены в основном недоброжелательно. Признание к нему пришло лишь через несколько лет после смерти. Смерти в возрасте 37 лет от алкоголя и сифилиса. Портрет Винсента Ван Гога. 1887
Биограф и искусствовед Анри Перрюшо известен в жанре документальной биографии. Ему принадлежат серия книг о гениальных художниках эпохи имрессионизма и постимпресионизма таких как Эдуара Мане, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена и Тулуз-Лотрека в том числе. Каждый из этих выдающихся художников обладал своей неповторимой индивидуальностью как человек и неповторимой харизмой творца. Если говорить о Тулуз-Лотреке , автор акцентирует свое намерение в предисловии к роману, не столько проанализировать его творчество или ту видимую часть его жизни, что протекала на фоне феерической атмосферы Монмартра, а раскрыть нам истиное лицо художника. Думая, как озаглавить рецензию, все-таки название- это суть той информации которая срезонировала с нами, я колебалась между : потакая своим слабостям чрезмерно используя их как щит от душевных мук или творчество -как исцеляющее лекарство для истерзанной души? Вот, примерно на таких весах балансировала жизнь Тулуз-Лотрека,но победило первое... Тулуз - Лотрек прожил короткую и драматическую жизнь , она была наполнена и радостью счастливого детства, пока не усугубилась болезнь, его в семье его называли "маленьким сокровищем" , и горестью разочарований, связанных с его физическим дефектом.
Обиженный судьбой калека был истинным аристократом духа, и многие, даже самые близкие ему люди не всегда догадывались о его мучительной ране. Пожалуй, трудно найти человека, который бы так предельно ясно осознавал свою участь и относился к ней так трезво.
Родился он в богатой семье французских аристократов. Отец отличался эксцентричными выходками, необузданным характером "средневекового человека", потакающего своим прихотям , а мать , с которой у него была неразрвная связь до конца жизни - кротостью нрава ,чувствительностью и нежностью. Анри Перрюшо,хочу заметить, не делает каких-то своих логических выводов и умозаключений,касающихся жизни художника,он лишь очень документально и красочно описывает факты биографии,предоставляя уже нам читателям возможность самим вытраивать цепочки догадок и открытий,предоставляя материал для для правдивого и точного образа его героя. Тулуз Лотрек обладал редким дружелюбием , умел расположить к себе, был душой компании, познакомившись с ним , забывали о его уродстве, шепелявя, он смеялся над самим собой.
Я ликерная бытылка
Так он гримасничал над самим собой... Он гурман и чревоугодник нашел отраду в алкоголе... Далее последовали Париж , Монмартр , кабаре "Мулен Руж", увлечение прачками , клоунессами , проститутки... Во всей этой кутерьме и театрализованных костюмированных вечеринках он был признанным весельчаком, таким образом, находил отдушину своего горя,пытался забытся ... Кстати, ему как любителю спиртных напитков, принадлежит слава в придумывании различных коктейлей...
В этих женщинах и мужчинах, на лица которых наложили свой отпечаток разврат и пороки, он видел отражение своей собственной жизни, исковерканной жизни.
Вот почему его тянуло в такие злачные места ,здесь он чувствовал себя "своим", где людские души раскрывались во всей наготе, открывая свои инстинкты и пороки..., этим он походил на своего эксцентричного отца - "яблоко от яблони недалеко падает". Но из-за физического дефекта он реализовывал единственную доступную ему роль наблюдателя. Его глаза художника выхватывали колоритные,сочные натуры, он много работал ,только творчество спасало его. Глубину его души раскрывает фраза: " я пишу людей, чтобы лучше узнать их..." Вероятно за этим выссказыванием скрывается уязвимый , неуверенный характер художника и как гиперкомпенсация - неумная экспрессия и противоречивость в поступках. Судьба неудержимо влекла нашего героя по воле рока, воля Тулуз-Лотрека была вконец ослаблена алкоголем ,критический возраст 36 лет ему не дано было пережить ,так же как 37 летний возраст А.С. Пушкину. Но у него другая история. В книге достаточно много иллюстраций картин Тулуз - Лотрека, вам не прийдется гуглить в поисках упомянутой картины в тексте. Биография художника,написана с привлечением огромного количества дневников , писем , воспоминаний современников ,причастных к судьбе Тулуз-Лотрека. Круг общения художника был очень обширный: творческая дружба с художниками, скульпторами, артистами, дворянской элитой и людьми ,находящимися " на дне " - все это было так перемешано в его кипучей жизни. Эту богемную тусовку смог очень интеллигентно , без банального "перетряхивания грязного белья" отобразить Анри Перрюшо. Чтение не было скучным ,напоминало чем- то просмотр фильма , насколько живо и досконально рисовалась писателем жизнь Тулуз- Лотрека! Всем интересующимся миром искусства однозначно рекомендую!
To lose Le Track
Мама, поцелуй меня в макушку, Поплачь в подушку, накрой на стол. Такой простой я вытянул билет… Есть боль и радость. Покоя нет.
Что я знала о Лотреке до этого чтения? Н-ну... кажется, он имел отношение к импрессионистам... вроде рисовал цирк... и еще у него был какой-то физический недостаток. Будучи в любимом букинисте на Курской, я как-то рефлекторно ухватилась за красиво стилизованный томик. Сначала думала сразу подарить ее другу, но в метро все-таки не удержалась и сунула туда нос. Надо ли говорить, что было дальше? Давно меня не утаскивало в текст с такой яростной силой. Книга написана великолепно, с кропотливо собранными цитатами и воспоминаниями, но основная заслуга этого погружения, конечно, - личность Лотрека и его чудовищная и прекрасная жизнь. Богемный Париж конца девятнадцатого века! Самое замечательное, что тогда уже была фотография, тогда уже можно было сохранить более-менее правдоподобную информацию. По этим фотографиям видно, какой он был - карлик с хрупкими костями, скрывающий свое несчастье за сумасбродством и шутками, с бешеным обаянием и бешеным темпераментом, певец борделей и кабаре. Искусство было для него всем. На картинах можно было показать, какая же эта стерва-жизнь бесконечно красивая, уродливая, жадная, многоликая, носящая в себе зеленые оттенки смерти, как ее много, как она не умещается в голове и руках! (В этом смысле любой человек перед нею ущербный калека, потому что у него очень ограниченное восприятие. Может, поэтому от картин Лотрека оторваться невозможно - он как никто понимал.) Жизнь - это характер, самость, "чтойность". Жизнь - это распутные женщины, нет им числа; с тонкими чертами лица и волосами, через которые просвечивает солнце.
Я не знаю как, но Перрюшо через свою книгу пропустил Лотрека так, что все это чувствуешь - радость и боль, одновременно. Дикое количество мельчайших деталей и маленьких диалогов воскрешают во плоти Монмартр, "Мулен Руж" и "Мирлитон", в котором Брюан пел свои песенки, зычно понося пришедшую его послушать аристократию. "Ты, лапушка моя моя, пристраивай свои жиры здесь, рядом с дамой. А ты, сарделька, втискивайся между этими двумя дураками, которые гогочут, сами не зная чего". Сюзанна Валадон, натурщица, художница и обманщица: И ковыляющий мимо всего этого безжалостный Лотрек-наблюдатель со своим погребальным остроумием. - Еще рюмочку? - Вы же видите, что я уже пьян! - Нет, не вижу - потому что я и сам пьян.
"Знаете, что я обнаружил на улице Лепик? Можно обалдеть! На стенке писсуара какой-то бедняга написал: "Жена оскорбляет меня, цорапает (через "о"), изминяет мне (через "и"), - а дальше уже гладко, без ошибок: - и чем больше она меня мучает, тем больше я люблю ее." Здорово, а? Разве это не замечательно?"
"В симфонии запахов человеческого тела кисловатый запах пупка занимает то же место, что треугольник в оркестре. Уж я-то в этом разбираюсь!"
Есть мнение о том, что чтобы понять художника, нужно не только видеть его картины, но и знать, почему и что именно он рисовал. Я решила заглянуть за оборот картин Тулуз-Лотрека, который покоряет меня легкостью и точностью линий, завораживает энергией, и отталкивает многими темами. Жизнь Тулуз-Лотрека очень похожа на его картины. Живопись часто становится для художника всей жизнью, но живопись Тулуз-Лотрека это все что оставила ему жизнь. Великолепное исполнение и неоднозначные темы картин. Переход от всеми обожаемого ребенка, к взрослому, которого сторонились. Противоречив и образ художника, нарисованный автором. То перед нами неунывающий весельчак, душа компании. То погруженный в депрессию, сломленный своим состоянием человек. Жизнь Тулуз-Лотрека богемна, а я далеко не поклонник этого образа жизни, и обычно не оправдываю его неким «творческим складом ума». Но читая биографию, я раз за разом ловила себя на том, что испытываю скорее жалость, чем брезгливость. Не окажись Тулуз-Лотрек болен был бы у мира великолепный художник, или же ничем особо не выделяясь, прожил свою жизнь просто счастливый человек. И как было бы лучше? Биография действительно помогает разобраться, что же и почему же он рисовал. Узнать каким был Тулуз-Лотрека, каким видел его мир, и каким он видел этот мир.
Izohlar, 20 izohlar20