Книга очень слабая, недоработанная, с кучей ошибок в конной терминологии. Для детей ведь тоже можно писать хорошо, а не вот так. Осторожно, спойлеры. Итак:
1. Персонажи. Абсолютно картонные и ничем не примечательные. Главная героиня не вызывает симпатии, одно нытьё. Никаких особых проблем и трагедии у неё нет, кроме финансовых, да и те решаются «богом из машины» - внезапно появившимся папашей с кучей денег. Ну немного её потравили в школе без всяких оснований. Очень странно, что она сама не пытается ни с кем подружиться (с Кристиной – и то вышло случайно). Вертится в своем мирке, неудивительно, что никто дружить с ней не хочет. Можно было подружиться с мальчиком, но он появляется лишь в начале книги, как ангел-утешитель, потом автор про него забывает. Взрослые люди описаны не натурально. Родители неестественно идеальные и понимающие. Директриса школы – полный неадекват, которую нужно изолировать от детей. Какой-то мужик, избивающий лошадь на улице на глазах взрослых и детей (эту сцену вообще можно было вычеркнуть, так как смысла в ней чуть). Также тренер Надя – лишний персонаж, который не делает ничего, кроме как помогает главной героине с одеждой. А тренирует её почему-то берейтор, да ещё и некомпетентный. Он закрывает глаза на недопустимое поведение всадницы (ведь у неё же «талант»), он не следит за временем и допускает, что новичок и неработавшая лошадь скачут через барьеры два часа (что вполне могло закончиться травмой их обоих), он не мог догадаться, что лошадь нужно подвести к пугающему её барьеру и дать ей его обнюхать, он не знает, как вывести лежащую лошадь из грузовика. Блин, ты берейтор – специалист по работе с лошадьми!
Единственный живой и глубокий персонаж, за которого переживаешь – это второстепенная Кристина. Вот у кого реально трагедия, конфликт с матерью и одноклассниками, разрушенная мечта. Но на неё автор тоже забивает, пол-книги девочка сидит взаперти, а в конце ненадолго появляется, но её линия не закончена и остаётся только гадать, как у неё жизнь сложилась.
2. «Академия конного спорта» - слишком громко сказано. Это слово в конном мире почти не используется. Обычно это конно-спортивная школа, клуб, центр. В данном случае – скорее захудалый клуб, где почти нет ни сотрудников, ни учеников, ни денег. Но даже в самом захудалом клубе берут расписку-разрешение от родителей, чтобы ребенок мог заниматься таким травмоопасным спортом, а тут вдруг выясняется, что одна девочка занималась тайно от матери. Также автор часто использует слова «конная езда» (да кто так вообще говорит?) вместо верховой и «ипподром». Очень наивно думать, что где лошади, там и ипподром. Это тоже редкое явление и используется для скачек и бегов, спорта только для взрослых. Конкуром, выездкой и прочим конным спортом занимаются на манеже или плацу. Здесь героиня занималась конкуром, хотя препятствия почему-то были троеборные. Так вот, из всего персонала «академии» были упомянуты только двое. Обязанности конюхов выполняли они же и ученики. Учеников тоже удивительно мало. Вначале упоминались просто «девочки». Потом одна выбыла, появилась главная героиня, но соперницей ей была лишь вторая девочка и они занимались вдвоем. И от школы выступали лишь двое. А были ли вообще другие? Эти девчонки занимались каждый день на одних и тех же лошадях, и никто на них, похоже, больше не ездил (тоже наивная мысль неконников, думающих, будто у каждого на конюшне своя лошадь, закрепленная за ним). А лошадь выбывшей девочки просто стояла без работы и страдала, всем плевать. То, что у «академии» не было денег, говорит то, что она заставляла юных учеников не только оплачивать тренера, но и аренду лошади, и амуницию для соревнований, и еще они должны организовать доставку лошади до места соревнований. Что? Также, соревнования часто назывались конкурсом. Какой нафиг конкурс?
3. Лошади. Абсолютное незнание автором лошадиной психологии превращает их в мультяшных лошадок, которые понимают человечий язык, сами сажают на себя всадника и любят спорт. Судя по описанию «шелковой гривы» автор даже не трогала живых лошадей, не то, что ездить. Грива у лошади грубая, жесткая, из толстого волоса, напоминающего нити пластмассы. Даже у нежного ахалтекинца с его реденькой гривкой. Также автор не знает, где у лошади круп (всадники у неё обхватывают круп ногами, сидя в седле, вот умора). Неправильно описывает ощущения всадника на шагу и рыси. Вовсе на лошади не качает «вверх-вниз, как на качелях», а рысь не настолько быстрая, чтобы стены превратились в мелькающие полосы. При этом, совсем не описано, что на рыси девочку должно было нещадно трясти. Автор даже не в курсе, что рысь может быть учебной и строевой, поэтому об этом тоже ни слова. И разумеется, она не знает, как сложно ездить верхом, как работают все мышцы тела. А у неё девчонка на втором занятии уже скакала галопом, которому её не учили, и прыгала через препятствия. Два часа, Карл! Нормальный человек после такого просто не встал бы на следующий день, всё бы болело. Ну да, у девочки типа талант сидеть в седле, но это скорее означает хорошее равновесие и чувство лошади. Но в техническом плане и в плане грамотного управления конём люди учатся месяцы и годы. Ещё у автора лошади издают слишком много звуков, прямо как мультяшки типа Спирита. В реальной жизни лошади вовсе не орут от любой эмоции, страха, и даже от боли. Боль они умеют мастерски скрывать, и уж точно от царапины ржать не будут. И про царапины. В книге описывается неправдоподобный момент, что якобы 12-летняя девочка так туго затянула подпругу, что седло сквозь вальтрап и потник протёрло на спине лошади кровавые борозды. Лошадь – не мягкая игрушка и затянуть подпругу настолько туго невозможно. И вальтрап – это не тонкое покрывало, собирающееся в складки. Это толстая и плотная штука.
3. Путаница в терминах и не только. В книге вальтрап часто называли попоной. Но это совсем разные вещи, а из текста было понятно, что речь именно о вальтрапе, так как в попонах конкур не прыгают. Повод кое-где назвали удилами. Удила у неё провисли, видите ли. Среди препятствий мелькнуло умное слово – тракенер. Но потом выяснилось, что автор даже не потрудилась погуглить, как он выглядит. Вместо бревна поперек траншеи она вдруг начала описывать какую-то дичь. Вертикально торчащий из ямы заострённый кол, напоминающий зуб. Что, блин? А ещё, прыгая, лошадь и всадница не перемахнули через него, а «обогнули волной» в прыжке. Просто фейспалм… Про уход за лошадью автор тоже не читала. Лошадей у нее поят сразу же после тренировки. А каждый конник знает, что сразу после работы, тем более разгоряченную лошадь, поить нельзя, она заболеет. Правда, ближе к концу книги, горе-тренер всё-таки сказал, что поить надо чуть позже. Но что меня больше всего возмутило в невежестве автора, так то, что у неё лошадей чистили после тренировки. Лошадей всегда чистят ПЕРЕД работой, а не после. Чтобы под амуницию не попала грязь и не натёрла, и чтобы немного разогреть мышцы перед работой. То есть в книге девочки брали из левады или конюшни грязных, в опилках, лошадей, седлали их, занимались, и только потом чистили. В этом нет никакого смысла. Лошади любят валяться, и они до следующей тренировки еще 100 раз изваляются. Да, там еще сказано, что их не просто чистят после каждого занятия, а еще и моют. Правда потом об этом ни разу больше не упоминалось. Слово «моют» лишнее. Еще был момент – два мужика в тесном фургоне умудрились подложить брезент под лежащую лошадь. А потом один просто стянул брезент с лошадью из фургона и дотащил до денника. Автор, серьёзно? Даже бодибилдер вряд ли сдвинул бы лошадь хоть на сантиметр. Ведь описывался не пони, а крупная лошадь, хоть и худая, это не меньше 600 кг. Еще обычная езда тут часто называется выездкой. А выездка – это отдельный вид конного спорта, а в этой «академии» занимаются не ею, а конкуром. Как можно не знать таких элементарных вещей, когда пишешь о конном спорте?
Izohlar
1