Hajm 420 sahifalar
2005 yil
Омега
Kitob haqida
В этом мире – много миров. В этом мире нет Прошлого, оно еще не наступило, оно ждет. Войска НАТО высаживаются в Крыму, три разноцветные таблетки покоряют Время, плато Караби не спешит открывать древние тайны. Где ты окажешься, что выберешь? Кто станет твоим пророком – маркиз де Сад или Тейяр де Шарден? Хорошо ли быть майором Арлекином, террористом-клоуном, над которым никто не смеется?
В новом романе Андрея Валентинова встречаются герои «Созвездья Пса» и «Сферы». Место встречи – недостижимая Точка Омега.
Janrlar va teglar
Ух ты!!! Именно такого рода восклицанием (в сопровождении не менее трёх "крикунов") хочется начать свою реплику на эту замечательную книгу.
Вообще этот роман является третьей, заключительной, частью авторского сборника "Крымский цикл". Все романы сборника (ФЛЕГЕТОН, СОЗВЕЗДИЕ ПСА и ОМЕГА) являются совершенно автономными произведениями, и их можно читать в отдельности каждый, однако будучи собранными в один толстый том, они странным образом соединяются в некий мегатекст, в котором события и персонажи предыдущих романов между собой совершенно не взаимосвязаны, однако в книге третьей всплывают тем или иным образом, дополняя друг друга, как говорят юристы, "на косвенных", отчего возникает ощущение слитности и единости.
Вот чем отличаются книги мэтров современной НФ от всей прочей фантастической литературы? Даже не так — чем в своём творчестве должен отличаться писатель-фантаст от своих собратьев, чтобы мы могли причислить его самого в разряд мэтров, а книги включить в список лучших в своём жанре, поставить по прочтении 5 звёзд и наградить тегом "любимое"? Как по мне, так всенепременно и обязательно необходимо наличие ряда факторов и признаков, и на первом месте может быть Социальность. Эта самая социальность может выражаться совершенно по-разному и достигаться разными литературными приёмами, но без неё почти никак нельзя (утверждение спорное, но я ведь говорю только о своём вИдении, верно?). Масштабность — события, или их последствия, или читательский взгляд на сопутствующие описываемым событиям условия должны быть масштабны, охватывать максимально возможную творимую в произведении картину, многообразие явлений во всех их взаимосвязях. Грубо говоря — за отдельными деревьями должен быть виден Лес (или возникать ощущение Леса). Актуальность (но не слепая привязанность ко времени написания, иначе книга проживёт максимум с десяток лет, а потом время и обстоятельства, вообще вся "злоба дня" изменятся, и книга станет архаичной) — ведь если писатель пишет о каком-то единичном явлении или случае, за которым нет привязки ни к другим людям, ни к значимости описываемого, то книжные события станут не более, чем развлекухой. Некоторая Возвышенность, чтобы до книги можно и нужно было — и непременно хотелось — дотянуться, а не снисходительно наклониться к ней, поощрительно похлопывая автора и персонажей по плечу, дескать, ну-ну, давай-давай... Чувственность и эмоциональность — нечасто бывает так, когда книга по своей сути холодная и отстранённая зацепит по-настоящему. И вот если все эти моменты, и плюс к ним ещё и неповторимость и исключительность авторского языка и вИдения картины мира + творческая фантазия и полёт — всё это сложится в книгу, тогда и книга эта захватит "по полной", и автор запомнится и станет близким и родным.
Вот на мой взгляд эта книга, да и весь "Крымский цикл" как раз точно соответствуют написанному. И потому заслуживают и вступительного УХ ТЫ!!!, и пятибальной оценки, и рекомендации ЧИТАТЬ, читать и советовать читать другим. И я совершенно точно вношу всё это великолепие в список будущих советов для Флэшмоба 2014, готовьтесь :-)
Об чём книга-то? — спросите вы. Жутко не хочется спойлерить... Ну, как вы относитесь к идеям реальных путешествий в Прошлое, к путешествиям между параллельными мирами, к возможности посмотреть на себя самого в других своих ипостасях и вариациях? И к попыткам что-то изменить в себе и в жизни — в прошлой, настоящей и будущей? И к теме — как достигнуть точки Омега или состояния Бога, точки, в которой сливаются все твои "Я"...
Читал роман Андрея Валентинова как раз во время горячих событий, связанных с Крымом. Смотрел, волновался, каждый вечер ожидал новостей, а затем погружался в шелестящие страницы толстого тома «Крымский цикл». И видел горные тропы, по которым пробирается повстанческий отряд отважного и немного циничного майора Арлекина, который, как призрак Дикой охоты Аллекино или бес Эликен, имеет способность внезапно возникать перед врагом (войсками НАТО, высадившимися в Крыму), и так же волшебно и призрачно выходить из опасных окружений. Чувствовал запах костра где-то на горных лугах, у островерхих вершин, под синими звездами, где расположился на отдых неистовый отряд; чувствовал рядом нежное дыхание верной Лолиты, охраняющей ноутбук майора, словно святыню... А.Валентинов выбрал для романа сложный, рваный стиль, переплетение сюжетных линий, сочетание чисто документального материала, с политическим детективом и чисто научной фантастикой. Чего в нем только нет: бои и схватки, путешествия в прошлое, судьбы героев в параллельных реальностях... Подобный стиль, где много диалогов и очень сжато описывается место действия, где есть также своеобразная «информация к размышлению» был когда-то опробован Юлианом Семеновым, продолжен Андреем Лазарчуком и теперь вот развит Андреем Валентиновым.
Снова роман о параллельных реальностях. Провинциальный доцент грезит о творческой работе на раскопках в команде друзей-единомышленников; реальная жизнь не сложилась и кажется серой и скучной. Зато не жалуется на скуку главарь крымских боевиков майор Арлекин. К счастью, не нам выбирать реальность, в которой мы живём. Уж лучше оставаться провинциальным доцентом, не правда ли? (2006)
Жутковатая история, особенно в свете событий последних лет. Что было бы, если бы… Какую жизнь человек мог бы прожить, какие стороны в себе открыть (или не открывать ничего). О многом побуждает поразмышлять. И читается хорошо.
Владимир Пузий, октябрь 2005
Три таблетки — пропуск в Рай... или в Ад?!
Последние романы харьковского писателя Андрея Валентинова заметно отличаются от его прежних книг. Вместо классической криптоистории, с которой он начинал (эпопея “Око силы”, “Микенский цикл”), писатель разрабатывает иные направления, пытается работать в совершенно иной стилистике. Подобные эксперименты не всегда удачны: скажем, такими показались мне “Созвездие Пса” и “Сфера”. А вот их непрямое продолжение — “Омега” — похоже, свидетельствует о выходе Валентинова на новый уровень творчества. При этом новый роман, кстати, спокойно можно читать в отрыве от “Сферы” и “Созвездия...”.
Итак, перед нами три “ветки” альтернативной истории. В одной, условно названной Чистилищем, “альтер эго” автора, преподаватель истории, исследует глубины своего прошлого с помощью набора таблеток DP (“Dream of the Past”). Помимо Чистилища, рассказчика поджидают другие варианты настоящего: Рай и Ад. В Аду он — майор Арлекин, безжалостный террорист (или — борец с оккупантами; все зависит от точки зрения!). В Раю — начальник археологической экспедиции.
Izohlar, 5 izohlar5