Книга «Тайна смерти Рудольфа Гесса» Андрея Плотникова относится к нечастой категории книг исторического характера, когда о событиях, и по сей день интересующих миллионы людей во всём мире, рассказывает их непосредственный очевидец. На первый взгляд может показаться, что повествование автора и в самом деле несколько затянуто. Рассказывая о своей работе в Межсоюзной тюрьме Шпандау (МТШ) в качестве одного из надзирателей от СССР с января 1986 по сентябрь 1987 года, автор опирается на свои дневниковые записи. Скрупулёзно, практически день за днём он фиксирует быт и порядки Шпандау.
Той самой легендарной тюрьмы, здание которой располагалось на территории Западного Берлина и где с 18 июня 1947 года, согласно приговору Нюрнбергского трибунала, отбывали заключение признанные военными преступниками руководители III Рейха: министр экономики Вальтер Функ, гросс-адмиралы Карл Дёниц и Эрих Рёдер, имперский руководитель молодёжи и гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах, министр военной промышленности и личный архитектор Гитлера – Альберт Шпеер, бывший министр иностранных дел и имперский проектор Богемии и Моравии Константин фон Нейрат.
Последним узником Шпандау был бывший партайгеноссе III Рейха – Рудольф Гесс: «заключённый № 7», или «Дед», как называли Гесса надзиратели.
Книга Андрея Плотникова, при всей её неспешности, затягивает. Крайне интересны исторические экскурсы автора. Как, например, рассказ об адвокате Альфреде Зайдле, выступавшем защитником Гесса на Нюрнбергском трибунале и регулярно навещавшем Гесса в тюрьме практически до самой его смерти. Том самом Зайдле, с подачи которого 25 марта 1946 года была сделана отвергнутая Нюрнбергом попытка вынести на рассмотрение суда материалы так называемого «секретного протокола» к договору между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. Тех самых «секретных протоколов» к «пакту Молотова-Риббентропа», о которых говорят уже более 70 лет, но оригиналов которых никто так и не видел.
Удивительны также истории из повседневного быта Шпандау середины 1980-х годов, когда большая политика вторгалась в казематы Межсоюзной тюрьмы. Скажем, история о том, как вопрос о приобретении дополнительного рулона туалетной бумаги для «заключённого № 7» едва не привёл к скандалу международного масштаба, а в Бонне и Западном Берлине возле зданий дипмиссий Советского Союза состоялись массовые манифестации против «агрессивных действий СССР во всём мире».
Что же произошло на территории МТШ 17 августа 1987 года? Было ли самоубийство Рудольфа Гесса реальной попыткой свести счёты с жизнью, или же всего лишь попыткой инсценировки? Но если Гесс пытался инсценировать свою смерть, то с какой целью? И почему оригинал предсмертной записки Гесса был уничтожен с оригиналами всех других документов Шпандау осенью 1987 года? Наконец, зачем британская и американская стороны охраны Шпандау фальсифицировали материалы расследования смерти Гесса? На эти и многие другие вопросы Андрей Плотников пытается ответить во второй части книги «Тайна смерти Рудольфа Гесса».
Фотографии внутренних помещений тюрьмы, схемы их расположения, приводимые в тексте копии документов отлично дополняют и без того более чем интересное повествование о последних днях одного из самых таинственных руководителей III Рейха.
Izohlar
1