Иудейская мистика как таковая меня мало интересует. А вот в связи с христианством она интересна. Хотя автор и не рассматривает апокрифы 1-2 вв. в таком разрезе, а - в связи с позднейшим иудейским мистицизмом. Но вот что интересно - иные апокрифы дошли до нас только на славянском языке. Т.е. читали и переписывали их самые что ни на есть христиане, видимо.
И то сказать, знакомые все лица и темы. Христа там, конечно, нет, но зато есть некий Метатрон, он же в ряде апокрифов - ветхозаветный праведник Енох. И вот, оный Енох-Метатрон выступает как посредник между Богом и человеком, искупитель (искупляет только грех первого человека, а не будущие грехи), «второй Адам», сидит рядом с Богом, он - образ и копия Божественного Лица. Что-то слышится родное, не правда ли? ) Собственно, понятно, что и иудеи, и христиане в первые века варились в одном и том же идейном котле. К вопросу о том, как на самом деле верили первые христиане, откуда берутся разные идеи Нового Завета и что они в те времена могли означать.
Особенно интересным мне показалось упоминание, что Метатрон имел 70 имен – по числу народов на земле. Здесь прямо видится возможность перехода к концепции "вечной религии" и частных религий отдельных народов и культур как проявлений Единого.
А еще занятно: согласно ранним иудейским преданиям, зафиксированным в одном из апокрифов, херувимы на крышке ковчега Завета в иерусалимском Храме были мужским и женским херувимами, соединенными в любовном сплетении, через которое (или внутри которого, между тел херувимов) являлся Бог. «Священный брак» и теофания, эрос как символ богоявления итп. Древние умели создавать символы и толкования, не то что нынешняя унылая сухотень )))
Izohlar
1