С нетерпение жду выхода романа А. Иванова «Тобол. Мало избранных». Первую часть романа прочитала на одном дыхании. История написана так захватывающе, что принялась изучать исторические материалы о периоде освоения Сибири в Петровские времена ,а заодно прочитала все остальные книги автора. Давно не читала такой качественной и интересной литературы! Алексей Иванов, на мой взгляд, один из самых сильных и значимых писателей-современников. Всем советую.
Hajm 770 sahifalar
2018 yil
Тобол. Том 2. Мало избранных
Kitob haqida
Восемнадцатый век, покорение Сибири, суровое время и люди… Главные герои повести – представители самых разных слоев общества: от беглых старообрядцев до губернатора. Но их всех объединяет Сибирь – великая, бескрайняя и непостижимая. Их судьбы переплетаются самым немыслимым образом на фоне дремучей тайги и степных просторов.
Сумеют ли они найти в Сибири то, о чем мечтали? Примет их этот неприветливый край или отвергнет?
Легкий налет таежно-языческой мистики, красочные и завораживающие описания природы, живая атмосфера прошедшей эпохи. Все это – масштабный эпический роман, посвященный одному из переломных моментов в русской истории, от заслуженного мастера жанра Алексея Иванова.
Как можно знать столько подробностей быта, событий, названий, слов той далекой поры? Это не под силу человеку! Это огромный, неведомый нам мир! Но он логичен и почти понятен. Почти потому, что чудесным образом в повествование вплетены старинные слова и понятия, которые совсем непонятны или понятны интуитивно, но создают ощущение присутствия в том времени. Потрясающе!
Сила исторических романов Алексея Иванова не только в том, что из каждой строчки лучится Любовь автора к родному краю, но и в том ещё, что история эта – ключ к пониманию России сегодняшней, такой противоречивой, но совершенно особенной страны.
После, почти годового перерыва, чтение второй части, без «разгона» первой, идёт поначалу суховато и требует усилий, что бы вспомнить все непростые обстоятельства. Но постепенно, втягиваясь, опять попадаешь в мощный круговорот жизни далекого Тобольска и Сибири.
2-ая часть начинается с осени 1714 г.,запрет на каменное строительство, что оборачивается проблемами с Тобольским Кремлём, сборы в поход на Яркенд И.Д. Бухгольца и заканчивается в 1721 – казнь губернатора Матвея Гагарина, освобождение и возвращение на родину шведов. Два главных направления развития сюжета 2-й части – экспедиция «за песошном золоте» в Яркенд, которая, по хитроумному замыслу губернатора Гагарина, должна была обернуться (и обернулась) обещанной войной с джунгарами (тайна пайцзы, император Канси). Второе – миссионерская деятельность владыки Филофея Лещинского, который вместе с остяцкий князем Панфил Алачеев, Григорием Новицким и др. помощниками совершает большие миссионерские походы в глубь Тайги. Тайга – это «Зона» в которой живут «сталкеры» вогулы и остяки и вокруг них лесные боги помогающие на охоте, оберегающие от беды и среди этих лесов живёт Айкони, вогульская Артемида. Владыка Филофей, в изображении автора, человек Просвещения, полагающийся, в любой ситуации на разум и здравый смысл, но, как человек своего времени, видящий в лесных богах реальных духов – бесов, с которым и следует вести борьбу. В «прениях о вере» с вогулами на большинство вопросов Филофей отвечает «Не знаю» или уклоняется от ответа, но и Владыка и вогулы понимают простую истину – крещение это получение гражданства в России, за которой власть и сила, и не надо спешить – люди сами понимают чему им придётся покорится. Трагедия этой трансформации, даётся в обречённой любови Новицкого к Айкони, заканчивающейся трагедией.
Вторая локация романа Великая Степь. В этом бескрайнем пространстве роятся неисчислимые народы то роднящиеся, то воюющие и всех их начинает теснить Петровская Россия. В эту бескрайнюю степь уходит отряд Бухгольца, туда же после жестоких испытаний уводят Юхана Рената и Бригитту Цимс – теперь они вместе навсегда.
Одной из центральных фигур 2-ой части – Семён Ульянович Ремезов и его большая семья и все кто так или иначе соприкасаются со старым Ремезом – Матвей Гагарин, Филипп Табберт, Иван Демарин. Семён Ремезов, по универсальности и охвату своей деятельности, может спорить с титанами возрождения – он писал иконы, строит палаты и Кремль, составлял карты и собирает «Историю Сибири». В тоже время он уже человек Просвещения – «Он не ясновидец, и божьи знамения не подсказывали ему путь. Он добрался до цели, потому что много знал и неустанно упражнял разум размышлениями». Глядя на него, что то начинает прозревать в русской жизни швед Филипп Табберт. Иван Демарин, ради вызволения из плена которого утраивается опаснейшая экспедиция, неожиданно осознаёт, что его ранее вела гордыня, и глядя на С. Ремезова, он начинает ощущать нечто не бывалое – «для Ремезова все эти Ермаки Ульяны не умерли, они были таким же товарищами и им тоже требовалось помощь!» И Иван, одевши кольчугу Ермака, свершает поступок, который включает его в это нерасторжимое общее дело, что примиряет его с Семёном Ульновичем и делает его полноправным членом семьи Ремезовых и мужем младшей дочери Маши.
Расставаясь с книгой и её героями мы видим, как на картинах другого сибиряка Сурикова, мощное движение масс, этот толчок в будущее, этот разгон, который дал Руси Пётр. Эту удивительную и неповторимую смесь старого и нового, духов-демонов, ещё правящих в Тайге (Айкони и Новицкий), ещё цепляющихся за людей (Епифания и Семён мл), Но общее единое и нерасторжимое дело, которое делали и Ермак, и Ульян, и старый тобольский архитектон, и ещё будет делать кто-то другой, кто обязательно объявится позже, продолжается и сегодня, и укатывает в грядущее. Но что бы не сбиться с пути, мы должны помнить о том что по-прежнему «кудрявый ремезовский чертёж указывает верный путь. А других чертежей в Сибири пока и вовсе нет».
А я с нетерпением жду получения предоплаченной бумажной книги – «Тобол. Мало избранных» А. Иванова. Первый роман из этой дилогии прочитала взахлеб. Такое реальное погружение в эпоху освоения Сибири! Вот прочитаю второй роман – и поеду из свей Перми в Тобольск, чтобы самой побывать в тех местах спустя 3 столетия после описываемых событий.
Izoh qoldiring
Истинно говорено: куда чёрт не поспеет, туда бабу пошлёт!
Владыка Филофей озирался по сторонам. Он понимал, что впервые в жизни очутился в настоящей Сибири – лешачьей, матёрой и дикой. На дощанике п…
Для всего свой день нужен, свой подход и свой расход!
екклезиастовой мудростью: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать». – Хорошо, боже мой!.. – блаженно
протоках, мягко шевелилось бледное пятно солнца. Иртыш обморочно отсвечивал, словно ничего уже не понимал, засыпая на ходу. Тобольск сроднился с этим простором, точно корабль с океаном. Татищев прибыл в Тобольск для встречи с губернатором как комиссар от Берг-коллегии. Учреждённая государем год назад, Берг-коллегия должна была заниматься добычей полезных минералов,
Kitob tavsifi
«Тобол. Мало избранных» – вторая книга романа-пеплума Алексея Иванова «Тобол». Причудливые нити человеческих судеб, протянутые сквозь первую книгу романа, теперь завязались в узлы.
Реформы царя Петра перепахали Сибирь, и все, кто «были званы» в эти вольные края, поверяют: «избранны» ли они Сибирью? Беглые раскольники воздвигают свой огненный Корабль – но вознесутся ли в небо души тех, кто проклял себя на земле? Российские полки идут за золотом в далёкий азиатский город Яркенд – но одолеют ли они пространство степей и сопротивление джунгарских полчищ? Упрямый митрополит пробивается к священному идолу инородцев сквозь злой морок таёжного язычества. Тобольский зодчий по тайным знакам старины выручает из неволи того, кого всем сердцем ненавидит. Всемогущий сибирский губернатор оказывается в лапах государя, которому надо решить, что важнее: своя гордыня или интерес державы?
…Истории отдельных людей сплетаются в общую историю страны. А история страны движется силой яростной борьбы старого с новым. И её глубинная энергия – напряжение вечного спора Поэта и Царя.
Izohlar
291