Hajm 744 sahifalar
2000 yil
Ложится мгла на старые ступени
Kitob haqida
Александр Чудаков (1938–2005), выдающийся российский филолог, написал роман «Ложится мгла на старые ступени», с высочайшей концентрацией исторической правды воссоздав образ истинной России в ее тяжелейшие годы. «Книга гомерически смешная и невероятно грустная, жуткая и жизнеутверждающая, эпическая и лирическая», по мнению «Новой газеты».
Это лучшая из книг , прочитанная мною за последние годы. Правдивая. Эпическая. Очень лиричная и с тонким юмором одновременно. Герои- живые , из плоти и крови. Настоящие. События- горькие и бывшие на самом деле. Верю всему тому , о чём написал автор. Занимательней детективов и увлекательнее триллеров. Кино снять по такой Книге невозможно. И в этом- ещё одно её достоинство. Читать и перечитывать!
Книгу читал с интересом. В истории моей семьи и наших родственников прослеживаются некоторые параллели с сюжетами романа. Были и ссылки – у кого царская, у кого советская. И Великая Отечественная война с потерями. Трудовые будни в промышленности и в сельском хозяйстве (и тоже с критикой Лысенко и Хрущева). В общем, как во многих семьях в Советском Союзе – с индивидуальными частностями и особенностями. И со своими личными воспоминаниями, где-то в чём-то похожими на описываемые в романе.
Хотел было поставить оценку в 5 баллов. Но… Прочитал записные книжки и дневники…
Вначале они воспринимались как «кухня» создания романа. Но ближе к концу я почувствовал, что не только переварил всё это, но даже уже наелся, так сказать, результатов умственного переваривания.
Вот эта «высочайшая концентрация исторической правды и образ истинной России в её тяжелейшие годы», как сказано в аннотации к книге, по-моему это есть та самая его родовая и детская травма, от которой автор романа не избавился до конца жизни. Уехав учиться в Москву из казахстанского посёлка, в котором жили ссыльные, автор по-прежнему воспринимал всю страну местом ссылки и её народ «пораженными в правах».
В последний год в дневнике автор раскрыл все карты. Он прямо говорит о подавляющем большинстве нас, выросших при социализме, что если он нас не презирает, то по крайней мере не любит. Не любишь народ, значит и страну свою не любишь. Это для нас сейчас не ново – всяких уже повидали. Но в данном случае речь идёт об авторе этой книги. Исследователь Чехова сам забыл слова Антона Павловича, что в человеке должны быть прекрасны и мысли. Мысли его воинствующего либерализма со всеми вытекающими.
Как, мол, мы не видим и не можем понять, что при социалистической власти было сплошное враньё и лицемерие? Хотелось бы спросить его о внезапно открывшемся ему и полюбившемся западном мире: а что там с этим полный порядок? Он с радостью встретил падение этого нелюбимого им строя. Но даже нам, простым россиянам, видно, что главное в том, что произошло, – это не крушение строя, а разрушение нашей страны. Если бы в 1922 году Россию не поделили бы границами на республики с правом самоопределения вплоть до полного отделения (вы знаете, кто заложил эту «мину замедленного действия»), то этой геополитической катастрофы и многих трагедий народов не было бы. Никто не позволил бы никакому «цивилизованному» западу взрастить фашизм и нацизм в Украине – на территории бывшей большой России.
Автор сетует на то, как у нас слабо почтили память папы Войтылы. «Он так много сделал для мира». Для западного мира? Да. Но не для России. Скорее против России, против всего нашего лагеря и против единства нашей православной церкви. Я бы даже сказал что восхищение этим римским папой – это предательство деда, по первому образованию православного священника, героя этого романа.
Роман прочитал в августе 2022 года. Что происходит сейчас в мире, в Европе, в Донбассе, в Украине все прекрасно знают. Оголтелая фашиствующая русофобия «честного и благородного» запада, погрязшего в глобальной лжи с его гибридной войной против России до «последнего украинца».
Автор ушёл из жизни в 2005 году. Многого не успел увидеть, к чему привели стремления таких же эстетствующих, мягко скажу, негодников. Кстати, его единомышленница и супруга в 2014 году активно поддержала майдан в Киеве…
Автор сам в романе справедливо заметил, что «Не помнит мир спасенный Серёжку с Малой Бронной». Не только не помнит, но и памятники освободителям от фашизма посносили. Нет давно нелюбимого автором социализма и война идёт не против строя, а против самого существования России. Нам опять приходится воевать против фашизма и нацизма. Против нас не только США и НАТО, но и бывший «Варшавский договор» с его нашим же советским оружием.
Мы перед мировой историей обязаны победить и победа будет за нами.
В общем, пока я оценку роману ставить не буду. Высокую давать уже не хочу, а низкую не буду, дабы не отбивать читателей. Читайте, думайте и делайте выводы.
А всё же правильно сделали составители книги, что поместили сюда и дневники. Не поленитесь, прочтите и эти дневники.
Тимофеич, ну что за фантазии относительно Украины? Вся эта лапша про денацификацию, спасение русского населения, демилитаризацию... Какие нацисты, вы в Киеве вообще бывали?
Во 1х, русскоязычных никто не ущемлял, говорю вам как потомственный киевлянин, на 3/4 с русскими корнями. Киев до 24/02 был преимущественно русскоязычным. Был- потому как русскоязычная половина населения Украины даже на востоке теперь в знак протеста активно и совершенно добровольно переходит на украинский язык . Да и граждане русскоязычные, которого в Украине БЫЛО не меньше половины, активно выступает против освободителей, будь они неладны.
Во 2х, про демилитаризацию и НАТО: нас в НАТО никто не звал и лишь туманно говорили, что когда-нибудь и может быть, лет через 30 подумают об этом, если... А НАТО было под боком у РФ с 2004 года, и ничего за 20 лет не случилось. По сравнению с сегодняшним днем, практически не было ни современного, ни западного оружия, которого теперь завались, нам нужно как-то защищаться от окончательного освобождения.
В 3х- Россию никто не делил на республики с самоопределением, она пока остаётся в своих границах. Умер Союз, как любая империя в своё время.
Так что за что вы (якобы) боролись, то и получили в десятикратном размере. А получили расцвет украинского национализма, почти монолитную языковую украинизацию, милитаризацию Украины современным оружием, НАТО на северо-западе России, впридачу 300000 погибших (к сожалению, и с нашей стороны столько же) Также ещё более не лояльную властям моложежь, по крайней мере в Мск, Питере. Даже в Краснодаре- общался недавно в Европе со студентами оттуда, которые поступили в ЕС, чтобы не участвовать в этом дерьме (в глубинке, не видевшей ни мира, ни человеческой жизни современного уровня, подозреваю, дела гораздо хуже).
Ни один политик, как украинский, так и зарубежный, за все 30 лет независимости не сделал больше для становления Украины как самостоятельной державы, чем ВВП.
...
А книга Чудакова без обиняков замечательная. Это чуть ли не первая такого объема, которую после появления у меня интернета 20 лет назад я прочитал запоем, да ещё и с телефона, чтения с которого я категорически против. К сожалению, у нас благодаря вашим мессианским идеям с русскоязычными книгами туго. До войны я свободно заказывал и привозил их из Москвы. Теперь -лишь остатки. Чудакова на подарок купил по цене х3-4 от довоенной цены. Вероятно последний хорошо изданный экземпляр.
Очень интересно, познавательно и очень печально в конце и книги и записей. Рекомендую к прочтению всем кто любит историю и литературу
Закончила читать и начну сначала! Пожалуй впервые после прочтения только что книги целиком, возникло желание начать читать сначала. Ощущения светлой грусти по уходящей эпохе и людям!
Набор антисоветских баек рассказанных с юмором и печалью.
Правды незаметил.
Хороший слог и больше ничего. Добротная антисоветчина
Почему пушкинский Лицей стал питомником таких разных растений, столь пышно расцветших? Не потому, что это учреждение было таким уж из ряда вон по системе образования и воспитания. Но потому, что те одиннадцатилетние ещё до поступления, уже в семье были индивидуальностями, им было чем, перекрёстно опыляясь, умственно обогащать один другого.
«Православное духовное веселие не в смехе, – ласково сказал он, – но в житие с улыбкою
Вася, встав в позу, декламировал с пафосом: Я русский человек – и русская порода! И гулко бил себя в грудь. По эффекту это было сопоставимо только с выступленьем на районной олимпиаде Гали Ивановой, которая, читая «Бородино», при стихе «Земля тряслась, как наши груди» приподняла и потрясла на ладонях свои груди – мощные, рубенсовские, несмотря на юный возраст их обладательницы. Шедевром Васи было стихотворение «Смерть поэта»: «Погиб поэт – невольник! Честипал! Оклеветанный! – Вася, как Эрнст Тельман, выбрасывал вперёд кулак. – Молвой с свинцом!»
дворянской крови и собачьей брови),
Иван Иваныч Заузолков был известным в своё время партерным акробатом, работал со знаменитым Ушаковым, сыном лингвиста
Izohlar, 5 izohlar5