Hajm 170 sahifalar
1972 yil
Лестница
Kitob haqida
«В тот день белая луна стояла в небе, с утра наконец-то ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, кажется, наступила зима.
Впрочем, начнем с того, что молодой человек вышел из квартиры на лестницу, где было темно. Касаясь пальцами стены, он спустился вниз, на площадку четвертого этажа. Споткнулся о цинковый бак и выругался. Ему не понравился этот бак и запах гнили; вообще лестница ему тоже не понравилась, поскольку была старая, деревянные накладки на перилах делись Бог знает куда, а главное, молодой человек никак не мог приспособиться к длине пролетов. Когда ему казалось, что ступенька последняя, он делал шаг на плоскость, но нога проваливалась, а сердце замирало…»
Janrlar va teglar
Что необыкновенного может быть в таком простом предмете как лестница? А вот если представить себе, что вышел утром человек на лестницу, чтобы к примеру на работу пойти, идёт себе по ней спокойненько, а до выхода-то дойти вдруг и не может! И остаются ему только жильцы одной коммунальной квартиры да он сам. И не может он больше убежать ни от этих людей, ни от самого себя. Придётся ему и с людьми и с собой разбираться. Повесть Александра Житинского написана в 1972 году в традициях русской социально-психологической фантастики, фантастики Гоголя, Булгакова и Владимира Орлова. Вроде-бы и чертовщина присутствует, и речь в тоже время идёт прежде всего о человеке, а не о чудесах ради чудес и не о приключениях ради приключений. Кстати в 1989 году режиссёр Алексей Сахаров снял по этой повести интересный фильм с великолепными актёрами Леонидом Куравлёвым, Олегом Меньшиковым и Еленой Яковлевой.
Книга заставляет задуматься и дать себе самооценку. Наверное каждый из нас немного Пирошников, главный герой, испытывающий экзистенциальный кризис. Открыл книгу и Житинского также благодаря лекции и просветительской активности Дмитрия Быкова, за что ему огромная благодарность.
Книга, в которой море философии и маленькая фантастическая составляющая – лестница без выхода.
Начала читать Лестницу, прослушав одну из лекций Дмитрия Быкова. Была почти уверена, что она меня если и удивит, то не сильно… Но в какой-то момент поняла, что пока не дочитаю – не остановлюсь. И совершенно потрясающие последние главы, а затем – замечательный финал и светлые, очищающие слёзы! В общем, благодаря Дмитрию Львовичу, открыла для себя Нового Писателя – Александра Житинского.
Для меня это одна из самых жизненных книг, персонажа которой я отлично понимаю. Лично мне очень нравится лестница как символ запутанности в жизни. Кому-то может произведение не понравиться из-за обрывочного и несколько скачкообразного повествования. Однако, любители абсурда явно оценят эту книгу.
Язык Житинского лёгок и повседневен, что приблизило меня к происходящему. И пускай у меня другие жизненные обстоятельства, другой исторический фон, я всё равно ощущаю невероятную духовную близость с главным героем.
Лёгкое, приятное произведение со своей философией и способами решения проблем.
Вот и сейчас в коридоре, следуя в кухню за дядюшкой и наблюдая его затылок, – за дядюшкой, который нес в одной руке начатую бутылку, а в другой – и весьма бережно – скумбрию натуральную в собственном соку, – наш молодой человек посмотрел, изумился своему в ней участию. Люди, о которых вчера еще не имел он ни малейшего представления, теперь, за один день, стали единственными людьми, с которыми мог он говорить; произошло мгновенное замещение всего мира одной комнатой, одной квартирой и одной лестницей; и вот, вместо того чтобы волком выть и бросаться на стены, он несет преспокойненько сыр на блюдечке, а сзади следует незнакомая, но уже почти родная Наташа, напевая дешевую эстрадную песенку. Удивительно!
…Подойдем к зеркалу, читатель, и вглядимся в него, чтобы хоть отдаленно представить себе ситуацию, возникшую на проклятой лестнице. Вы никогда не задумывались, кто же из тех двоих, смотрящих друг другу в глаза, есть настоящий вы? Конечно же, тот, что снаружи, – что за чепуха! Но вот представьте, что там, в зеркале, рядом с вашим изображением появилась не то что женщина, а хоть мушка какая-нибудь, которой здесь, по эту сторону, ваши глаза не зарегистрировали… Не правда ли, это изменит кое-что в ваших представлениях?
Господи, как это все надоело! Как хочется простой и счастливой жизни! Ведь кто-то, по всей вероятности, живет полно, занимает свое – и только свое – место, у него есть дом, близкие люди, работа; этот кто-то выполняет свое прекрасное предназначение – да! да! – а не валяется где-то в чужих домах, на чужом полу.
– А вот ты, голубчик, предъяви паспорт, – ласковым басом произнесла дворничиха, глядя на Пирошникова, если можно так выразиться, без душевного волнения. – Нету, – буркнул он, еще не предполагая всех страшных последствий неимения паспорта. – Участковому заявлю, что без прописки живешь, – сделала ход дворничиха. – Заявляйте. – Хулиганишь! – гнула свое дворничиха с жуткой уверенностью в своих силах. Пирошникову надоел этот разговор, как ни к чему не ведущий, и он направился в мастерскую. Дворничиха вперевалку последовала за ним; пошел туда и дядюшка, ступая с подчеркнутой определенностью. Последней со страхом на лице двинулась Наташа, а Лариса Павловна, молча пожав плечами и подобрав с пола стул, затворилась у себя. Бабка Нюра растаяла, как всегда, бесследно.
Что же ты должен творить? Душу, только душу. Ты должен творить ее ежечасно в себе и других любыми доступными тебе способами. Ты должен творить ее ежечасно, потому что душа – нежное растение и требует постоянного ухода. И если тебе удастся сохранить ее до конца и присовокупить к ней еще хоть одну человеческую душу, сотворив и воспитав ее, то твое предназначение исполнится.
Izohlar, 8 izohlar8