Прочитал с большим удовольствием. Автор- японист, искуствовед, интеллектуал,– очень искренне и интересно рассказывает о своей любви к культуре Японии.
Hajm 311 sahifalar
2015 yil
Потерянная Япония. Как исчезает культура великой империи
Kitob haqida
«Потерянная Япония» – единственный в истории лауреат премии «Shincho Gakuge» за лучшую нон-фикшн книгу, опубликованную в Японии, которая была написана не ее гражданином, а иностранным автором. Алекс Керр – американский писатель, ученый-японист, коллекционер, арт-историк с блистательной наблюдательностью, точностью и пристрастием описывает культуру Японии и то, как она менялась с течением десятилетий. Читатели поймут, что представляли собой истинные японские традиции и как они изменялись под влиянием трендов современности. «Потерянная Япония» деликатно и достоверно описывает легендарные японские достояния, такие как театр кабуки, искусство каллиграфии, архитектуру, живопись и чайные церемонии. Эта книга – ваш пропуск в загадочный и прекрасный мир Страны восходящего солнца.
Вот в целом интересно. Но беспрерывное нытье (ну прямо нытье!) о том, как было хорошо раньше и как все испоганили сейчас, общий жутко тоскливый настрой читать не дают, противно.
Очень неоднозначная книга.
С одной стороны, она оказалась настолько хороша и интересна, что я приобрел её в бумаге, что бывает крайне редко.
Очевидно, автор по настоящему любит Японию, и у него действительно, что называется, болит за неё душа. В книге, действительно, много горечи, многие страницы и вещи оставляют тяжелые мысли. Многие факты, преподнесенные в книге, стали для меня новинкой, и заставили посмотреть по новому на некоторые устоявшиеся представления.
С другой стороны... Лично мне книга показала, что любить Японию - не значит понять её. Даже прожив в этой стране много десятилетий автор, судя по всему, так и не понял, скажем так, матрицу японской жизни. По этой причине, многое из того, что он говорит и описывает, в т.ч. в части проблем - стоит делить на 2.
Описывая кризис традиционных японских искусств, автор ничего не говорит о тех культурных феноменах Японии, которые появились в последние десятилетия, и которые ныне процветают, составляют подлинную славу Страны Восходящего солнца и по настоящему завоевывают мир. Автор ни словом не удостаивает ни японскую кухню, ни музыку, ни самый главный современный японский бренд и основную форму культурной репрезентации этой страны за рубежом - аниме и мангу. Это крайне однобокий подход, заставляющий видеть реальность в искажающей перспективе и исключительно в серой гамме. Безусловно, кризис традиции в театре, живописи, каллиграфии, в отношении к природе и т.д. - это очень прискорбно, но ведь нужно понимать, что сила и блеск Японии не только и не столько уже в том, что уходит, а в том, что уходящему всегда что-то приходит на смену. Да, какие-то искусства и культурные феномены отмирают, но ведь и рождаются новые! Не менее яркие и уникальные, не менее заслуживающие восхищения, у которых есть все перспективы со временем стать новым культурным достоянием, о котором спустя века будут так же с придыханием писать, как сейчас Алекс Керр пишет о кабуки, каллиграфии и т.д. В конце концов, за более чем 2500 летнюю историю страны в её культурной жизни появилось и исчезло множество искусств, стилей, мастеров и шедевров. Когда-то керамика Яёй полностью вытеснила древнюю керамику Дзёмон, а Яёй в свою очередь со временем была вытеснена керамикой Хэйан, Муромати и т.д. Тоже самое можно сказать обо всем. Керр сам описывает, как множество стилей в японском искусстве исчезли, а множество творцов были забыты задолго даже до того как родился Мэтью Пэрри. Современникам это, наверняка, казалось настоящей катастрофой, но вот прошли века, кажется ли это катастрофой нам? Нет. Искусства приходят и уходят, Япония остается. Вопреки известной фразе, вечным оказалось не искусство, а Творец (т.к. японский народ, безусловно - коллективный творец своей культуры). Не желая видеть всего вышесказанного, оставляя за скобками современную активно развивающуюся культуру Японии, автор рисует во многом правдивую, но неоправданно пессимистичную картину.
В общем и целом, я однозначно рекомендую книгу к прочтению, однако хочу отметить, что отдавая должное достоверности предоставляемой информации, всё прочитанное стоит подвергать критическому переосмыслению в части интерпретации и выводов.
Эта книга – как беседа со старым другом. Вот вы сидите на татами, любуетесь садом, освещённым луной, где-то стрекочут цикады и квакают лягушки, а тем временем Алекс рассказывает историю своей жизни в Японии, какие открытия ему довелось совершить для себя в процессе изучения культуры азиатских стран. Описания такие красочные и подробные, что душа отдыхает.
"Нытьё", о котором писали комментаторы до меня, не является чем-то внезапным – название книги сразу даёт понять, что настоящее Японии автор критикует, а в будущее этой страны смотрит без большого оптимизма (но и не без надежды на лучшее). Что ж, это личное восприятие автора, его взгляд на происходящее. Без него книга бы не представляла интереса, ибо, повторяю: это не сухой учебник, не выжимка фактов, а, скорее, приятная беседа с образованным человеком, тонко чувствующим культуру и социум страны, в которую он влюбён.
Замечательная книга, легко читается и осень много полезной информации. Автор явно разбирается в том, что пишет. Советую тем, кто интересуется Китаем и Японией
Izoh qoldiring
Как говорил Домо Геше, это не земной мир, но и не лунный, а «запредельный мир». Поэтому, когда я прохожу пугающий занавес, ве
Миллер написал книгу под названием «Современный миф Японии»,
«Юмор является одной из четырех опор вселенной,
Всякий, кто бывал в японском доме или офисе, знает, что там обычно множество предметов. От старых крестьянских домов в Ия до апартаментов современного Токио, пребывание в груде неорганизованных вещей – это типичная модель японской жизни
Островное расположение на побережье Азии дало стране впитать влияния Китая и Юго-Восточной Азии и при этом существовать в почти полной изоляции. Япония стала культурной скороваркой, в которую попадали разные элементы, но из которой не выходило ничего.
Izohlar
7