Hajm 1292 sahifalar
2006 yil
Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики
Kitob haqida
Ключевое место во всех описаниях Второй мировой войны занимало представление о нацистской Германии как о неукротимом монстре, опиравшемся на высоко индустриализованную экономику. Но что, если на самом деле все было совсем по-иному? Что, если корни европейской трагедии XX века скрывались не в силе Германии, а в ее слабости?
Из-под пера Адама Туза вышло первое за поколение радикально новое описание Второй мировой войны. Автор добился этого, уделив ключевое внимание экономике, наряду с расовыми отношениями и политикой. Принципиальную роль в мировоззрении Гитлера играло интуитивное понимание глобальных экономических реалий. Он догадывался, что относительная бедность Германии в 1933 г. была обусловлена не только Великой депрессией, но и ограниченностью территории и естественных ресурсов страны. Он предвидел становление нового, глобализованного мира, в котором Европа будет задавлена сокрушительной мощью Америки. Оставался последний шанс: европейское сверхгосударство во главе с Германией.
Однако глобальный баланс экономической и военной силы с самого начала складывался совершенно не в пользу Гитлера, и именно с целью предупредить эту угрозу с Запада он бросил свои недооснащенные армии на беспрецедентное и в конечном счете обернувшееся крахом завоевание Европы. Даже летом 1940 г., в момент величайших триумфов Германии, Гитлеру все равно не давала покоя нависающая над миром угроза англо-американского воздушного и морского господства, за которым, по его убеждению, стоял всемирный еврейский заговор. Как только вермахт вступил на территорию СССР, война быстро превратилась в битву на истощение, не оставлявшую Германии надежд на победу. Из-за нежелания Гитлера, Альберта Шпеера и прочих признать это, Третий рейх был уничтожен ценой десятков миллионов жизней.
В книге Адама Туза читатель найдет захватывающий и ужасающий рассказ о потрясающих событиях, который заставляет нас новыми глазами посмотреть на нацистскую Германию и Вторую мировую войну.
В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.
Есть очень распространённое мнение о том, что созданное нацистами государство – это совершенная во всем машина: в территориальных захватах, в расовых чистках, убийствах мирных граждан, в военном деле и проч.
Возможно, это связано с тем, что (согласно господствующему мифу) немецкому народу в целом присуща основательность, стройность мышления, стремление к эффективности через систематизацию и проч. Во многом это действительно так: тот, кто бывал в Германии, знает, что расписание общественного транспорта выдерживается до минуты, точность и пунктуальность это всеобщая религия. А уж если вы юрист и хотя бы немного знакомы с тем, как устроена немецкая правовая догматика, то немецкая страсть к упорядочиванию всего и вся должна быть быть тем более известна. (Я думаю, что это основано на протестантизме; католические и православные народы этими свойствами не отличаются, когда-то я писал об этом на ФБ).
У головах многих эти качества немцев как нации автоматически переносятся и на гитлеровскую Германию. Однако это совершенно не так.
Впервые я понял это когда читал книги об устройстве государственного аппарата Третьего рейха. Сложнейшие и нелогичные переплетения собственно государственных и политических (типа SS) структур, в которых черт ногу сломит. То же и в армии. Есть собственно вооруженные силы (Wehrmacht), а есть вооружённые силы SS – Waffen SS, которые, строго говоря, не являются армейскими подразделениями, но воюют на фронтах параллельно с Вермахтом. В общем, никакой привычной нам немецкой логики и системы.
С экономикой у нацистов все так же: это клубок сплошных противоречий – стремление к огосударствлению ключевых отраслей экономики, но при этом наличие целой группы частных капиталистов – олигархов – в сфере оборонного заказа. Противоречивая финансовая политика. И совершенно отсталая вера в то, что Германия сильна фермерами и крестьянскими хозяйствами (а не инженерной мыслью). Все это привело к тому, к 1939 году экономика Германии (а особенно военная) фактически дышала на ладан (в книге А. Туза много цифр и таблиц со статистическими данными по экономике). В таких условиях молниеносный разгром Западной Европы в 1940 году выглядит чудом (основанным на нетривиальном стратегическом мышлении некоторых немецких генералов).
Экономическая подпитка Германии после захвата Западной Европы чуть улучшила положение дел в ее экономике, но из-за фундаментальных ошибок в ее устройстве это не смогло радикальным образом улучшить ни общее положение дел, ни военную экономику. Удивительный факт: вторгаясь в СССР, немецкая армия передвигалась в основном или на ногах, или на лошадях. Грузового автотранспорта было совсем немного, а уж запасов нефтепродуктов и подавно.
В общем, после изучения фактов, приведённых в книге, кажется, что нацистская экономика вовсе не идеальная машина перекачки экономических ресурсов из покорённых стран в Рейх, а колосс на глиняных ногах. Практически такой же как и Вермахт. Внешне выглядит страшно, а копнёшь поглубже, оказывается, что король-то голый.
Я думаю, что иначе и быть не могло: слишком уж абсурдна сама идеология, лежавшая в основе Третьего рейха. Смесь радикального нацизма, мифологических воззрений и человеконенавистничества, отрицание веры в мирный прогресс, ставка на колониализм ради развития индивидуального сельского хозяйства (Гитлер хотел, чтобы пространства к западу от Волги до Польши были сплошь покрыты фермами немецких семейств) – это какой-то безумный коктейль, который не мог не привести к концу этого абсурдного и очень недолго просуществовавшего государства.
В этом смысле даже сталинская Россия была государством более цельным, менее противоречивым и потому более успешным. Цитата из А. Туза (автор высоко оценивает экономический потенциал военной экономики нашей станы):
«Операция „Барбаросса“ представляла собой запоздалый и извращенный отросток европейской традиции колониальных завоеваний и переселений – традиции, еще не вполне осознавшей то, что она изжила себя. В этом смысле показательно невежественно-пренебрежительное отношение, проявленное всеми сторонами – не только немцами, но и британцами и американцами, – к боевой мощи Красной армии. Но, как осознал вермахт с большим ущербом для себя, Советский Союз не был объектом, с которым можно было обращаться в духе империализма начала XX в. Германия в 1941 г. столкнулась в Советской России не со „славянской первобытностью“, а с первым и наиболее ярким примером успешной „диктатуры экономического развития“, и в ходе провалившегося наступления на Москву выяснилась вовсе не отсталость России, а недостаточная модернизация самой Германии».
Рекомендую книгу всем, кто интересуется историей Второй Мировой войны.
Книга интересна по себе как пособие по экономике страны в кризисных и военных условиях. Слог не простой, ориентирован на профессиональную аудиторию, но и не специалист-финансист сможет быстро разобраться в терминологии. Много лет интересуюсь историей Второй Мировой, интересно экономическое развитие феномена тоталитарного общества, поэтому для меня книга просто бесценна.
Книга чрезвычайно интересна как описанием самих экономических механизмов Третьего Рейха, так и тем, что автор пересматривает уже устоявшиеся взгляды на многие вопросы. Так, интересна связь вопросов геноцида евреев и славян с вопросами продовольственного снабжения Германии. Совсем по иному выглядит и роль Альберта Шпеера, который вовсе не являлся «аполитичным технократом», каким его традиционно изображали как многие историки, так и он сам. В общем, всем интересующимся историей книгу настоятельно рекомендую.
великолепная работа, которая разбивает миф о экономическом чуде третьего рейха, и показывает истинное лицо режима во главе с Гитлером. рекомендую. Очень много параллелей с 2022 годом.
humanlink, автор по каким-то причинам экономику Германии сравнивает только с США и Англией и удивляется отставанию.
Намного логичнее было бы сравнить с соседними странами континентальной Европы типа Франции, Бельгии, Голландии - но нет!
Книга интересна по себе как пособие по экономике страны в кризисных и военных условиях. Слог не простой, ориентирован на профессиональную аудиторию, но и не специалист-финансист сможет быстро разобраться в терминологии. Много лет интересуюсь историей Второй Мировой, интересно экономическое развитие феномена тоталитарного общества, поэтому для меня книга просто бесценна.
Однако ради достижения этой цели мы должны пойти на риск. Мы должны поставить на карту все лучшее никто из нас не существует сам по себе судьба всех нас связана с судьбой Германии Неважно, если кто-то говорит: «Я отвергаю национал-социалистическую систему». Мне все равно. Пусть себе отвергает, все равно это та система, которая в данный момент решает судьбу Германии. Именно поэтому он
Геринг пошел на драконовское вторжение в сферу частной собственности. Каждый доллар, франк или фунт стерлингов, каждую унцию золота и все оставшиеся у Германии зарубежные активы следовало предоставить в распоряжение Рейха. Показательно то, что человеком, которого Геринг назначил ответствен
В частности, Германии следовало удвоить свои усилия по замене импортного сырья отечественным. Особенно злободневными были три сферы: нефть, каучук и железная руда. Вопросам экономической окупаемости, технической осуществимости, «и прочим подобным оправданиям» не следовало придавать значения: Нет смысла дискутировать о том, не стоит ли нам подождать еще в задачу правительства не входит ломать голову над методами производства Либо сегодня у нас есть частная промышленность, и в таком случае име
И экономическая политика должна целиком подчиняться этому важнейшему приоритету: «Нация живет не ради экономики, экономических вождей или экономических либо финансовых теорий; наоборот, именно финансы и экономика, экономические вожди и теории должны принять безоговорочное участие в этой борьбе за самоутверждение нашей нации».
волей-неволей будет с нами сотрудничать Господа!., я вмешаюсь не колеблясь ни секунды – да-да, ни секунды, как я уже доказал в связи с другим вопросом – и разом конфискую весь бизнес, если приду к выводу, что его непонятливый владелец смотрит на мир с перспективы стульчака своего предприятия \Klosetedeckelhorizont\ и не в состоянии проявить чуть больше дальновидности и он должен будет уйти. Один росчерк моего пера – и он останется без своего бизнеса и без своей собс
Izohlar, 10 izohlar10