Kitobning davomiyligi 6 s. 57 daqiqa
1861 yil
Молотов
Kitob haqida
Помяловский Николай Герасимович – известный беллетрист XIX века. Его убеждения формировались под влиянием статей Добролюбова и Чернышевского.
В 1861 году, одна за другой, выходят повести «Мещанское счастье» и «Молотов», объединенные единым содержанием и единым героем – разночинцем Молотовым. Следующим крупным его произведением были «Очерки бурсы», окончательно упрочившие его литературное имя. Он замышлял ряд других произведений, но они остались неоконченными.
Несдержанный образ жизни среди кабаков и притонов разврата, в душной атмосфере ночлежных домов, окончательно расшатал его здоровье. Он падал все ниже и ниже, и никакие усилия родных и близких уже не могли вывести его на настоящую дорогу. Открывшаяся в ране на ноге гангрена положила конец его бурной, многострадальной жизни.
Janrlar va teglar
Сквозной герой Помяловского Егор Молотов - довольно интересный типаж: честный, добрый, на все руки мастер, но без семьи, связей и капитала, а значит связанный в деятельности, знакомствах, и возможностях. Можно только думать, насколько времена изменились, и может ли такой Егор лучше самореализоваться сегодня, когда классовые границы ослабли, и вертикальная мобильность усилилась. Характер-то один и тот же: многое ли общество простит честному человеку, который не любит закрывать глаза на подлости?..
Отерпелся я и занимаюсь чем угодно, не чувствуя особенного влечения к предмету труда; но не скучаю занятиями, люблю самый процесс работы, потому что моя натура требует непременного движения. Я мелочной торговец и человек без призвания. Но, несмотря на механизм труда, моею работою всегда довольны, я точен и исполнителен. Иногда и скучно, но не обращаю на то внимания и работаю...
Я настолько независим ото всех, что могу считать людей, презирающих меня, ничтожными. Что ни думай они обо мне - мне все равно.
Смешно вспомнить, как в самой юной молодости выходил из себя за то, что одному помещику вздумалось выбранить меня за глаза, а теперь хоть в глаза брани меня - так мне все равно, даже лень и сердиться... Мне-то что за дело, что обо мне говорят другие? Я сам себя знаю! Я прежде не понимал самой простой вещи: господа, презирающие нас, просто-напросто несчастные, бедны умом, невоспитанны. Мне их жалко теперь.
Он всюду умеет втереться, а у нас даже в женихи попал. Редкий день Попихалов не бывает на похоронах, свадьбе, именинах или крестинах, потому что любит жизнь хорошую и потому что в гостях очень удобно совершать разные экономические операции; например, он курит одну вашу сигару, а отвернулись - другую он прячет в карман; берет по шести кусков сахару, конфет вдвое более других, а не то стащит и гривну со стола. Со службы государственной, из департамента, он носит домой сургуч, бумагу, перья, веревочки, потому что в его чине больше нечем взять с казны; дома у него копятся кости, гвозди, битое стекло и тряпки, которые он пускает в продажу. У него тысячи мелких оборотов. И вы думаете, что он считает себя негодяем, что ему стыдно, совесть его мучит? Он с особенным, непонятным для нас чувством относится к чужой мелкой собственности... Это не воровство, а пользование чужим без спросу. Он льстит, подличает, кланяется и крадет неутомимо, с сознанием своих достоинств, цели и сил. Так уже устроилась его совесть. Он никогда не действует против своего убеждения, а убеждения святы.
Смолоду такие люди всегда подают надежды. У них ничего нет за душой, кроме впечатлительности. Заклятый ненавистник брака, пока холост, а женится - попадет под башмак жены. Человек с небольшим характером и какой-нибудь оригинальной выправкой может заставить их сапоги себе чистить. Противно смотреть на них, так они льнут в глаза и точно в губы поцеловать хотят. Словом, народ сопливый. Он всегда находится под влиянием последней прочитанной статейки.
Izohlar, 1 izoh1