Kitobning davomiyligi 5 s. 31 daqiqa
1999 yil
Бойня номер пять
Kitob haqida
"Послушайте:
Билли Пилигрим отключился от времени.
Билли лег спать пожилым вдовцом, а проснулся в день свадьбы. Он вошел в дверь в 1955 году, а вышел из другой двери в 1941-м. Потом вернулся через ту же дверь и очутился в 1964 году. Он говорит, что много раз видел и свое рождение, и свою смерть и то и дело попадал в разные другие события своей жизни между рождением и смертью.
Так говорил Билли.
Его перебрасывает во времени рывками, и он не властен, над тем, куда сейчас попадет, да и не всегда это приятно. Он постоянно нервничает, как актер перед выступлением, потому что не знает, какую часть своей жизни ему сейчас придется сыграть".
Абсурдистская классика «Бойня номер пять» Курта Воннегута – выдающееся произведение антивоенной литературы – отталкивается от трагической бомбардировки Дрездена во времена Второй мировой войны. В центре повествования – одиссея Билли Пилигрима чрез время собственной жизни, отражающая мифологическое путешествие наших сломанных жизней в попытках отыскать смысл в том, что мы боимся узнать.
Оригинальный текст произведения: © 1969, by Kurt Vonnegut
Перевод: Рита Райт-Ковалева
Рассказчик: Дмитрий Оргин
Звукорежиссер: Григорий Рохмистров
Корректор: Любовь Германовна Каретникова
Потрясающее исполнение, профессиональное. Спасибо!! Читал ранее почти все, теперь слушаю. Очень удобно в машине. Ранее такое называлось радиоспектаклями. «Такие дела»
Я с большим скепсисом отношусь к произведениям о Второй Мировой войне. Тем более, фантастическом. Но я очень рада, что сумела переступить через свои сомнения и прочитала эту прекрасную книгу. Здесь нет героев, есть обычные люди и размышления автора о равнодушии мира, о том, что каждый момент предрешён и о том,
Тут кто-то пишет про бессмысленность книги, просто не понимают такую литературу, развожу руками. Бойня тонкая и глубокая вещь, получила от прослушивания огромное удовольствие. Книге и чтецу пять.
Некоторые книги читаешь и думаешь: «ну, ну, давай, я хочу уже что-то почувствовать!» И жадно листаешь страницы, глотаешь буквы. Тут я за 28 страниц успела уже столько всего почувствовать, что хватит на весь день. А это была только первая глава.
Я боялась, что «Бойня номер пять» будет натуралистической, мрачной, может даже пафосной антиутопией. Антиутопии я читала только советские в школе по программе, они совершенно кошмарные и повторять этот опыт я ни за что не стану. Но “Бойня” – это абсурдистское сочетание сатиры, фантастики, документалистики, реализма и черного юмора. Автор постоянно ломает четвертую стену, напоминая, что история основана на его личном опыте. Такое смешение жанров позволяет читателю почувствовать и ужас войны, и грусть автора, и его неспособность удержаться от черного юмора в ее описании – уж больно все нереально. Такой чудовищной жестокости, как бомбардировка Дрездена, просто не могло быть на самом деле. И тем не менее, она была. Такие дела.
Многих читателей расстраивает нелинейность повествования и все эти странные вставки (инопланетяне?! серьезно?!). Во время чтения я прислушивалась к себе: планета Тральфамадор – это перебор? Обесценивают такие игры автора ему войны или нет? А потом решила: поверить в то, что концентрационные лагеря существовали на самом деле, что можно просто взять и разбомбить целый город – чудовищно ирреально и невозможно. Как люди могли допустить такую жестокость? Неужели действительно с серьезным лицом кто-то может рассуждать о превосходстве одной расы над другой, варить мыло и свечи из людей? Если этот абсурд реален, то почему не допустить реальность другого абсурда – инопланетян, способных перемещать сознание в любые моменты своей жизни, тем самым отменяя смерть, делая ее нестрашной, неважной и вообще неинтересной для обсуждения?
Отменив концепцию времени как линейного процесса, тральфамадорцы лишают смерть трагичности, потому что она перестает быть окончанием чего-то. Нелинейное время – это вечность. Твоя вечность состоит из таких-то событий-фрагментов, вот условно первое событие, вот условно последнее, вот россыпь тех, что посередине. Такие дела. Выбирай любое, живи.
Так уж вышло, что для меня эта книга в первую очередь о времени. О трех способах его восприятия: человеческом (линейное время, время главного героя романа Билли Пилигрима), тральфамадорском (нелинейное время-вечность) и застывшем времени, в котором пребывает автор, который сам сравнивает себя с женой Лота, превратившейся в соляной столп. Жена Лота обернулась на пылающий город, как автор «обернулся» этой историей на пылающий Дрезден (большая часть людей погибла от пожаров – бомб было столько, что кислород в центре города выгорел): «А эта книга не удалась, потому что написал ее соляной столп».
Христианская и антивоенная темы, тема бессмысленности смерти (особенно если у тебя нет влиятельной Родни, если вы понимаете, о чем я) – все это отходит лично для меня на второй план, заслоненное темой времени и служит ей иллюстрацией.
Отличная история, аллегоричная и яркая. Живая иллюстрация бессмысленной войны, которая приводит героя к решению улететь на другую планету и путешествовать во времени. Только так сохраняется человеческий облик, деформируемый под влиянием массового насилия.
Izohlar, 10 izohlar10