Kitobning davomiyligi 12 s. 17 daqiqa
1902 yil
Мелкий бес
Kitob haqida
Герой знаменитого романа Федора Сологуба «Мелкий бес» (1907) провинциальный учитель Передонов – верноподданный обыватель – воплотил все пошлое и подлое, что виделось автору в современной ему жизни.
Janrlar va teglar
Неприглядная картинка пьющей, унылой провинции. Злобные, готовые повыдёргивать волосы из-за мелочи, люди. Абсолютный паноптикум.
Даже сестры Рутиловы, образ которых, вероятно, должен скрашивать городское общество и выгодно отличаться от общей копошащейся, как черви, массы, не особо добавляют оптимизма.
Да и автору они явно не очень любы: Валерия – завистливая; у Дарьи – голос, как у восставшего покойника; Людмила – развращательница подростка; все трое – вруньи, хоть и весёлые хохотушки.
Не мудрено, что в подобной действительности лёгкая паранойя главного героя перерастает в полное безумие. Тем более, что глупым людям, которые уже «без ума» до безумия – пол шажочка.
Бес Недотыкомка, преследующий Передонова – всего лишь часть образа, давшего название книге.
Конечно, бесовщина – это все, что окружало нас в начале 20 века и окружает по сей день. Алчности, злобы, зависти, пустобрешия, лености тела и души меньше не стало, все это развращало и продолжает развращать людей сегодня.
Минус книги в том, что автор не предлагает выхода, возможно, потому что сам его не видит. Зло и бесовщина продолжают побеждать и властвовать.
Рекомендую всем, кто грустит и печалится, чтобы сравнить и увидеть: не все так плохо, как у героев Сологуба.
Стоит прочесть , чтобы задуматься и начать делать что-то полезное или просто хорошее, и «не позволять душе лениться».
Великолепное чтение! На одном дыхание за несколько дней прослушала, находя и возвращаясь к книге в каждую свободную минуту. Спасибо!
Мне понравилось всё. Автор описал развитие параноидного синдрома так, что можно бы подумать, что сам автор и есть большой. Однако язык которым пользуется Сологуб однозначно показывает, что сам Сологуб психически полностью здоров.
Недотыкомка - восторг. Придумать и так описать это нечто - кроме восхищения ничего нет.
Передонов - та ещё мразота /и у этой мразоты был реальный прототип!!!/. Ходить по домам учеников и говорить их родителям, что те "шалят" и родители их за это наказывали, а он сидел и кайфовал. Вот уж реально извращенец.
Варвара его ничем не лучше, только ещё и зашуганная этим самым Передоновым - боже, что за жизнь была у женщины, ужас.
Поведение общества и этот карнавал в конце... Иногда было очень больно читать.
Осознание, что люди всегда были дикие, и эта дикость внутри, им только дай повод её показать - до слёз.
От Сологуба я в восторге, хочу и другие его произведения прочитать, но вот это послевкусие «Мелкого беса», противное, тянущее, гнетущее - что-то всё-таки в этом есть, раз Фёдор Кузьмич так всё это написал/описал, что до сих пор хочется думать и рассуждать про книгу и в ней происходящее.
Прежде чем говорить грубые слова, надо узнать, насколько они уместны.
Раньше эти книги Передонов держал на виду, чтобы показать, что у него свободные мнения, — хотя на самом деле он не имел ни мнений, ни даже охоты к размышлениям. И эти книги он только держал, а не читал.
У него не было любимых предметов, кaк не было любимых людей, - и потому природa моглa только в одну сторону действовaть нa его чувствa, только угнетaть их.
Нынче люди пошли — пародия на человеческую породу.
— Я его невинно люблю. Мне от него ничего не надо.
— Не надо, так чего же ты его теребишь?
Sharhlar, 14 sharhlar14