Kitobning davomiyligi 15 s. 22 daqiqa
2014 yil
Совсем другое время (сборник)
Kitob haqida
От автора романа «Лавр», ставшего лауреатом премии «Ясная поляна», а также, вошедшего в шорт-лист премий «Национальный бестселлер», «Большая книга» и «Русский Букер»
Роман Евгения Водолазкина «Лавр» о жизни средневекового целителя стал литературным событием 2013 года (шорт-лист премий «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Русский Букер», лауреат премии «Ясная поляна»), что вновь подтвердило: «высокая литература» способна увлечь самых разных слушателей.
В книге «Совсем другое время» – автор, словно опровергая название, повторяет излюбленную мысль: «времени нет, всё едино и всё связано со всем». Молодой историк с головой окунается в другую эпоху, восстанавливая историю жизни белого генерала («Соловьев и Ларионов»), и это вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь; немецкий солдат, дошедший до Сталинграда («Близкие друзья»), спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз…
© Е.Г.Водолазкин, 2013
© ООО Издательство «АСТ», 2013
© & ℗ ООО «Аудиокнига», 2017
Продюсер аудиозаписи: Татьяна Плюта
События романа «Совсем другое время» происходят в середине 90-х годов, т.е. в обстановке кризиса отечественной науки, которая еще недавно в естественно-научных областях была великой, чего нельзя сказать о гуманитарном знании, за исключением филилогии. Характерна тонкая ирония, с которой Водолазкин описывает нравы и интриги в том институте, где он работает и пишет диссертацию, на фоне материальной скудости, стокновений самолюбий, доносов, то есть той нравственной «кухни», кторая по инерции унаследована с советского времени и совершенно не меняется.
В общем, любопытный роман и не очень веселый, т.к. его внутреннее содержание – это размышление автора о соотношении жизни и смерти.
Особенно меня заитересовала концепция Водолазкина (в лице Соловьева) о приоритете в исторической науке отдельной частной личности перед историей общества, движений, классов, которая очень зависима от времени и свойств исследователя.
Я не совсем разделяю это мнение автора, но некоторые основания под собой оно имеет.
Очень хотела познакомиться с творчеством писателя Евгения Водолазкина. Первым стал роман «Соловьев и Ларионов». Вначале слушала роман с энтузиазмом, который постепенно уменьшился. Книгу, конечно, дослушала до конца.
Говорю только о своём впечатлении.
В романе повествование несколько отстраненное. Отсутствуют увлекательный сюжет, яркие характеры героев, которым безоговорочно веришь.
Следует отметить, язык очень хороший, филологически выверенный.
Автор прослеживает связь времён через судьбы генерала Белой армии и историка Соловьева.
Несколько раз возникающий в романе вопрос: Почему генерала Ларионова не расстреляли красные, – остался без ответа.
Для меня «минусами» романа стали: незаконченная линия первой любви Соловьёва, открытый финал и перегруженность «псевдо» ссылками на несуществующие труды.
Похоже, главный предмет исследования писателя Водолазкина – Время. Рассуждения о жизни и смерти, скорее всего, – главное, что останется в моей памяти от этого романа.
Уверена, что в скором времени я вернусь к творчеству Е. Водолазкина и прочту «Лавра», «Брисбен», «Авиатор».
— А почему письма из Москвы идут по нескольку недель? — поинтересовался я на всякий случай.
Она пожала плечами. В конце концов, не она их возила.
— Письма Достоевского из Германии шли сюда всего четыре-пять дней, — не унимался я. — Почему?
— Потому что Достоевский был гений, — сказал кто-то из очереди.
Вневременность - райское качество, а детство - маленький личный Рай. Человек выходит из него, как выходят из равновесия, ибо Рай обладает абсолютным равновесием и полнотой. Покинувший Рай сталкивается с проблемами питания, плотской любви, квартиры, денег, но главное - времени. Время - синоним конечности, потому что бесконечное не подлежит счёту. Погружение во время не происходит в одночасье, оно имеет длительность - так, чтобы иметь возможность привыкнуть (хотя одна уже мысль о длительности мгновенно переводит рассуждение во временнУю плоскость). Всё происходит постепенно - как вход в холодную воду.
Существуют люди, обладающие даром созерцания. Они не склонны вмешиваться в течение жизни и не создают новых событий, считая, что в мире достаточно событий и без них. Свою роль они видят в постижении уже состоявшегося. Не это ли отношение к миру рождает настоящих историков?
Всё пройдет – таков был их общий смысл. Пройдут ночные бомбардировки, перемещения войск, столкновения государств. Сами государства тоже пройдут. Небо и земля – останутся.
Короткие рукава, подсвеченный солнцем пух на руках. Так выглядит лето.
Izohlar, 2 izohlar2