Kitobning davomiyligi 16 s. 43 daqiqa
1895 yil
Остров Сахалин
Kitob haqida
Путевые заметки Чехова о путешествии на остров Сахалин.
"Остров Сахалин", вышедший в 1895 году, был сразу назван талантливой и серьезной книгой; это рассказ очевидца не только о каторжных работах, кандалах, карцерах, побегах и виселице, это, что главнее, взгляд думающего человека на каторгу в целом. В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника – проблема личности каторжника, простого, несчастного человека.
© ООО «Издательство АСТ», 2023
В 1889 году Чехов начал собираться на Сахалин. Никто в его окружении не мог этого понять. Сахалин в то время был остров ссыльно-каторжных. Чехова отговаривали и советовали поехать развеяться в Европу (что он и сделал позже). По официальной версии, объявленной самим Чеховым, едет он "чтобы отдать долг своей законной жене - медицине". Думаю, что это вполне могло быть одной из причин. Но кроме того правильной мне кажется и другая причина. В одной из писем Суворину (издателю) Чехов пишет: «Еду я совершенно уверенный, что моя поездка не даст ценного вклада ни в литературу, ни в науку: не хватит на это ни знаний, ни времени, ни претензий».... «Поездка - это непрерывный полугодовой труд, физический и умственный, а для меня это необходимо, так как я... стал уже лениться. Надо себя дрессировать». Эту постоянную работу над собой отмечает и Чуковский в своем очерке. "Остров Сахалин" представляет собой объемное социологическое исследование. Чехов лично обошел все дворы на северном Сахалине без помощников, а на Южном с помощниками (так как стал по его словам лениться), и заполнил анкеты на жителей острова (возраст, откуда, вероисповедание и прочее, прочее). Кроме этого он прочитал массу книг и периодики о Сахалине и описал географическое, историческое, политическое и экономическое положения острова. Чехов не был бы Чеховым если бы не подмечал то, что ускользает от глаза "настоящих" ученых. "Остров Сахалин" - это как фотокарточка из прошлого. Страшная и неприглядная правда. Местами сердце сжималось - и не только в том месте, где Чехов описывает как присутствовал на наказании каторжного плетьми. От некоторых простых диалогах с ссыльными ("За что тебя сослали?" - "Да за жену" - "Что значит за жену?" - "Да жену топором убил") охватывает такая тоска и какая-то беспросветность... Мне кажется, это одна из книг, которая как заноза еще долго будет свербить.
Особо с творчеством А.П. Чехова ранее я знаком не был, за исключением произведений школьной программы (и то уже все позабыл) и отдельных рассказов, прослушанных в аудиоформате. Но эта книга открыла для меня Чехова как талантливого публициста. Поражает с какой детализацией он описывает быт острова, природу. Тонко прописывает характеры людей и отношения между разными слоями общества. Да. порой книгу читать сложновато из-за обилия статистической информации. Но какой слог! Удивительно, но за три месяца присутствия на острове Чехову удалось собрать уникальный материал, проанализировать архивные данные, побеседовать с огромным количеством людей! И это все в условиях сурового климата, отсутствия дорог и бюрократических препонов. Чеховым проделана громадная работа! До знакомства с этой книгой я мало интересовался историей Дальнего Востока и о существовании каторги на Сахалине не знал. Поражает в каких условиях приходилось жить людям и не только каторжанам, но простым поселенцам. Факты, приводимые в книге порой ужасают. И при прочтении остается некое гнетущее впечатление от той безысходности и климата. Сильная и суровая книга! Все же я рекомендую книгу к прочтению для лучшего понимания русской души.
Очень понравилось прочтение книги Ириной Булековой. Книга, и правда, довольно нудная - в аудиоварианте слушалось на одном дыхании после чтения текста ) как будто документальное кино сценариста Чехова) спасибо
Скажу сразу-Ирина Булекова прочитала книгу на отлично. Очень приятный голос и правильные интонации, но само произведение на любителя. Я думала,что будут интересные путевые заметки . Оказалось, что это сухая перепись населения. Дослушала процентов 70 и только из-за уважения к Чехову.
... проезд по ней был бы невозможен вовсе, если бы не прорыли туннеля. Рыли его, не посоветовавшись с инженером, без затей, и в результате вышло темно, криво и грязно. Сооружение это стоило очень дорого, но оно оказалось ненужным, так как, при существовании хорошей горной дороги, нет нужды ездить по береговой, проезд по которой стеснен условиями отлива и прилива. На этом туннеле превосходно сказалась склонность русского человека тратить последние средства на всякого рода выкрутасы, когда не удовлетворены самые насущные потребности.
Пища у них отличается большим разнообразием, чем у гиляков; кроме мяса и рыбы, они едят разные растения, моллюсков и то, что итальянские нищие называют вообще frutti di mare.
Все вновь строящиеся сахалинские селения одинаково производят впечатление разрушенных неприятелем или давно брошенных деревень, и только по свежему, ясному цвету срубов и стружек видно, что здесь происходит процесс, как раз противоположный разрушению.
Северная часть Сахалина, через которую проходит линия вечно промерзлой почвы, по своему положению соответствует Рязанской губернии, а южная - Крыму. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, и наименьшая 25 верстам. Он вдвое больше Греции и в полтора раза больше Дании.
Иногда за мной или на некотором расстоянии следовал, как тень, надзиратель с револьвером. Это посылали его на случай, если я потребую каких-нибудь разъяснений. Когда я обращался к нему с каким-нибудь вопросом, то лоб у него мгновенно покрывался потом и он отвечал: "Не могу знать, ваше высокоблагородие!"
Izohlar, 4 izohlar4