Kitobning davomiyligi 14 s. 29 daqiqa
1905 yil
Дьявол
Kitob haqida
Вниманию интересующейся публики предлагается историко-литературоведческое исследование «Дьявол», написанное господином Амфитеатровым на основе фундаментального труда профессора литературы и сравнительного языкознания Туринского университета Артуро Графа (Arturo Graf «Il Diavolo»).
Настоящее издание переработано и значительно расширено уникальным обзором отечественных литературных источников. Вы самостоятельно ознакомитесь с инфернальными свидетельствами от протопопа Аввакума и Феофана Прокоповича до творческого осмысления [опиcываемой темы] господ Гоголя и Лескова. И не только!
Вам предстоит проследить всю историю этого литературного феномена от его зарождения через дихотомию добра и зла до его смерти и забвения.
Издание 1911г. одобрено Святейшим правительствующим синодом как не заключающее в себе ничего противного закону Божию, правилам государственным и благонравию.
Для музыкального оформления использован фрагмент арии Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст» (на русском языке), Большой театр СССР, 1948г., Партию исполняет – русский советский оперный певец (бас) Александр Степанович Пирогов (1899-1964), представитель певческой династии Пироговых. Обладатель голоса редкой красоты и выразительности, широкого диапазона и неповторимого тембра.
Идея Ягве слишком ревнива, чтобы допустить такую под-идею, как Сатана: самостоятельно обособленное зло, достаточно могущественное, чтобы противостоять,— хотя бы и с постоянными поражениями, - зиждителю и вседержателю мира. Ягве - единое самостоятельное божество мира, объемлющее собой без разделения все добро и зло. Он сразу и белый бог, и черный, и мы знаем из Библии, что во втором своем качестве он ужасен, этот, по выражению поэта-еврея, "бог топчущий, как глину, своих врагов". Он ревнив, свиреп, неумолим и часто несправедлив, что неоднократно доказывали ему талмудические мудрецы, выигрывая против него этические процессы. Кары его редко пропорциональны размерам совершенных преступлений и почти всегда несут месть чудовищную, слепую, бестолковую, поражая без разбора виновных и невинных людей и животных, взрослых и детей. Этот бог опутал свой народ мелкой сетью таких подробных предписаний, что вся жизнь еврейства обратилась в непрестанный страх оступиться в грех и погубить тем не только себя, но, по круговой поруке, и семью свою, и потомство, и колено, иногда весь народ. Люди, не желающие жить в религии страха, ему ненавистны: это — язычники, с ними Израиль должен беспощадно воевать, истребляя мечом население непокоренных городов.
Ясно, что добрый черт средних лет – прямой потомок и ближайший родственник кротких стихийных духов древней языческой мифологии, каковы гномы, сильфы, эльфы. Но он, так сказать, редактирован христианством а, со своей стороны, вынудил у христианского богословия снисходительный компромисс, которым дьяволу открывался путь к спасению.
Имена народных чертей будничные, уничижительные, смехотворные, а иногда так даже и ласкательные. В Италии: Фарфаникио (пустельга), Фистоло, Берлик, Фарфарелло (мотылек), Тентеннино (мямля, увалень), Куликкия, Тики Таки. В Англии – Старый Ник, Старый Джентльмен (Old Gentleman – когда-то мой псевдоним!), Гусберри (крыжовник). В Испании – Дон Мартин или Мартин Пиньоль. В Польше – Хохлик, Ськерка. У нас – Анчутка Беспятый и пр.
Русский черт в житейских делах совершенный невежда и всегда обманут смертными самым жалким и нелепым образом.