Kitob davomiyligi 12 s. 36 daqiqa
2018 yil
Выносливость. Разум, тело и удивительно гибкие пределы человеческих возможностей
Kitob haqida
Известный спортивный журналист Алекс Хатчинсон показывает, как связаны наше тело и мозг и как их взаимодействие помогает достигать невозможного.
Алекс Хатчинсон – журналист, удостоенный награды National Magazine, пишет о выносливости для Runner’s World и Outside, также публикуется в New York Times и New Yorker. Бывший бегун на длинные дистанции в сборной Канады, имеет степень магистра журналистики Колумбийского университета и ученую степень в области физических наук в Кембридже; провел свои постдокторские исследования в Агентстве национальной безопасности.
Книга ставит в неожиданной плоскости вопрос: что определяет пределы нашей выносливости – возможности тела или разума, сила воли или физическая закалка? Достаточно вспомнить примеры ярких харизматичных личностей – астматика Че Гевару, подагрика Карла XII, Теодора Рузвельта, которого полиомиелит приковал к инвалидному креслу, чтобы принять справедливость этой дилеммы. Автор рассматривает как как физические, так и психологические аспекты выносливости и личностных возможностей каждого из нас. Думаю, это неплохая пища для размышлений.
Эту книжулю я последнее время цитирую чаще чего-либо. Прослушал её несколько недель тому назад и сегодня впервые за несколько лет тренировок выбежал 10км из часу. На официальном забеге. Зимой. Первого января. После новогодней ночи. Местами по льду. За 00:53:23! Настоятельно рекомендую, даже если у вас в голове ни мысли о том, чтобы заниматься каким-либо спортом!
Эту книжулю я последнее время цитирую чаще чего-либо. Прослушал её несколько недель тому назад и сегодня впервые за несколько лет тренировок выбежал 10км из часу. На официальном забеге. Зимой. Первого января. После новогодней ночи. Местами по льду. За 00:53:23! Настоятельно рекомендую, даже если у вас в голове ни мысли о том, чтобы заниматься каким-либо спортом!
В книге приводится множество результатов разных исследований по теме «Выносливость», а также множество цифр и размышлений. Аудиокнигу слушать было непросто, хотя, возможно это зависит от того является ли читатель аудиалом или визуалом. В моём случае стоило взять текстовый вариант книги(( Книга достойна прочтения и ставит перед читателем ряд хоть и непростых, но всё же волнующих каждого из нас вопросов.
О том, что в нас заложен большой физический потенциал, о котором мы даже не подозреваем, наверное, каждый имел возможность убедиться в какой-то момент в жизни - вес там тягать на адреналине или бежать, сверкая пятками, при опасности. Для меня это был треккинг поход, когда за один световой день мы с напарником смогли пройти 36 километров по горам, камням и узким тропам, оккупированным коровами и козами, чтобы на закате прийти в место назначения и осознать, что мы смогли. Все шедшие нам навстречу треккеры говорили, что не успеем, но у нас не было выбора. Колени молили о помощи, а на следующий день пол был лавой, но до сих пор иногда хочется снова туда, в то ощущение, что гора - по колено, а за каждым поворотом может быть новое приключение. Иногда это было стадо коз, иногда - небольшое увлекательное путешествие до воды на трясучем тракторе, а иногда и внушительные коровы на узкой тропинке, задумавшие нехорошее.
К чему была вся эта моя лирика? Честно, просто что-то взгрустнулось по чувству того, что все могу. Вот все в книге могут и я хочу. Хочу снова встать с дивана и сделать марш-бросок, хотя коленки говорят, что лучше уж больше не рыпаться, а мозг говорит, что дура, чего бы не потренироваться перед эти, зачем сразу в максимы? И еще меня развезло, потому что я осилила книгу Хатчинсона, что было делом нелегким - для спортивного обозревателя пишет он довольно тяжеловестно. Или это просто мой СДВГ мозг наяривал на балалайке и думал о том, как бы еще переставить мебель после полуночи... Вот что бы мне отлично подошло, наверное, так это старый рецепт, который раньше применяли и на который я наткнулась у Хатчинсона - электрический скат ко лбу! Как простимулировал бы меня и бежала бы обратно до России!
А вообще я бег люблю, как и любой физический кипиш, поэтому даже рада была, что книга - не только про бег. Она про то, на что мы способны и почему мы способны, но не в виде готовой формулы, а как собрание разных исследований и идей прошлого о том, что позволяет людям ставить все новые и новые рекорды и почему кто-то другой - не смог. Есть истории успеха, а есть и случаи, закончившиеся как-то по глупому печально.
Наш мозг - воистину уникален... и хитер, как черт! Вот тебе кажется, что ты физический устал, а он, зараза, только играет с тобой и все у тебя отлично, что подтверждает какой-нибудь отличный бит, наяривающий в наушниках, и вот уже открылось второе дыхание и усталости как не бывало. Это подтверждают и разные тесты, во время которых умственно утомленные люди показывали хуже результаты. Так что иногда полезно пробежать и проветрить голову, но лучше не решать загадки Вселенной прямо перед важным стартом.
В тексте намешано столько всего про велосипеды, фридайвинг, альпинизм и прочие радости жизни, что запоминать и запоминать. Как человеку с СДВГ, было очень интересно прочитать про случай смерти одного американского футболиста от перегрева, который произошел в результате нагрева его тела до невероятных 43 С, что обычно невозможно из-за наших систем охлаждения, но он принимал медикаменты, которые блокировали его систему, и произошел критический для его жизни перегрев со смертельным итогом. А еще была пара интересных историй и тестов с обезболиванием на трассах - про смерть одного велосипедиста, слетевшего с обрыва, я даже молчу, а вот про тест с блокированием чувства "жжения в мышцах" хочется упомянуть. Это чертовски неприятное чувство жжения - на самом-то деле отличный сигнал, без которого мы бы просто не смогли вовремя остановиться, а итогом того теста стало то, что велосипедисты не могли сами слезть с велосипеда или ходить из-за полнейшего истощения. Мозг не получил сигнал от мышц, что пора закругляться, и пер дальше, пока не пришло время говорить адье.
И Элиут Кепчоге пробежал-таки марафон меньше чем за 2 часа.
Улыбка и другие выражения лица могут давать и более тонкие эффекты. Это продемонстрировал один из самых удивительных экспериментов Маркоры, который он провел вместе со своими коллегами Энтони Бланчфилдом и Джеймсом Харди из Университета Бангор в Уэльсе. Исследователи заплатили тринадцати добровольцам за то, чтобы они вращали педали велоэргометра в заданном темпе как можно дольше. Подобные испытания, где проверяют время работы до отказа, хорошо зарекомендовали себя как метод измерения физических пределов, но в данном случае присутствовала и скрытая психологическая составляющая. Пока велосипедисты вращали педали, на экране перед ними периодически появлялись изображения счастливых или грустных лиц, но это были незаметные вспышки длительностью 16 миллисекунд, в 10–20 раз короче обычного времени моргания. Велосипедисты, которым показывали печальные лица, ехали 125 в среднем чуть более 22 минут. Те, кто видел счастливые лица, ехали на три минуты дольше и оценивали свои усилия в соответствующие моменты как более легкие.
Постоянно появлялись новые наблюдения: мгновенный прирост производительности, когда вы набираете в рот углеводный напиток 97 , а затем обманываете мозг, выплевывая его; марафонцы, устанавливающие мировые рекорды, несмотря на предположительно критичный уровень обезвоживания 98 ; воздействующие на мозг препараты 99 , которые повышают выносливость без какого-либо воздействия на мышцы или сердце
использовали знакомую нам U-образную схему темпа, характерную для рекордсменов: быстрый старт, постепенное замедление, затем быстрый финиш.
. Вопервых, ограничения, с которыми мы сталкиваемся во время упражнений, – это не следствие слабости мышц: они заранее устанавливаются мозгом, чтобы не дать организму достичь точки, в которой он не сможет нормально функционировать. Во-вторых, мозг налагает эти ограничения, контролируя, какая доля мышечных волокон задействована при данном уровне усилий
Но когда я спросил Ноукса о единственном наиболее убедительном
Sharhlar, 12 sharhlar12