Kitobning davomiyligi 2 s. 39 daqiqa
1908 yil
Суламифь
Kitob haqida
…И царь ответил ей глубоким, медленным голосом:
«До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью».
–
А.И. Куприн «Суламифь», исполняет Михаил Горевой
Режиссёр: Алексей Рымов
Композитор: Сергей Григорян
Звукорежиссёры: Иван Михайлов, Андрей Лебедев
Продюсер: Сергей Григорян
Janrlar va teglar
Читать "Суламифь" сразу после первоисточника - изысканное удовольствие. Приятно нащупывать шёлковые нити ветхозаветных цитат, которые автор бережно, искусно вплёл в тонкое, яркое полотно собственной трактовки. Повествование очень насыщенное и густое, как мёд. Названия драгоценных камней., благовоний, тканей звучат, как музыка. Во время чтения создаётся впечатление, как будто перебираешь сокровища из древней резной шкатулки. У меня ещё в голове крутилась песня, благодаря которой я когда-то узнала об этом произведении.
Меня всегда поражала способность Куприна к перевоплощению. Удивительно, как может один человек создавать столь различные по атмосфере и стилю произведения. Помимо древневосточного колорита в "Суламифи" очень точно переданы волшебство, огонь и дурман, сопровождающие начало любви. Когда девушка только-только стала девушкой. Когда она непосредственный ребёнок и чувственная женщина в одном притягательном флаконе. Когда собственное тело ещё тайна для неё. Когда она поёт о любви, но у неё ещё небыло милого. Когда появляется он - самый красивый, умный, соблазнительный и влюблённый. Когда жизнь и красота пульсируют, ликуют вокруг в каждой травинке. Когда страсть становится священнодейством. И каждое прикосновение - откровением, и каждое слово - заговором.
Я не хочу подсчитывать разницу в возрасте Соломона и Суламифи, не хочу раскладывать по полочкам их мотивы или угадывать потенциальное несбывшееся будущее. Любовь не укладывается в формулы, оставим их алгебре, а гармония в ней никогда не нуждалась.
Соломон сказал Суламифи, что когда-то всё повториться. Что они встретяться, но сразу не узнают друг друга. И теперь все влюблённые верят, что великое чувство повторяется именно в них. Что это именно они нашли ту самую любовь, единственную драгоценность среди тысяч сверкающих стекляшек.
P.S.: Эмоциональное, чувственное исполнение Михаила Горевого было очень органичным и усиливало и без того мощный эффект погружения.
“...тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит.”
"Суламифь" вызвала у меня смешанные чувства. С одной стороны, мне показалась сомнительной стремительность возникших чувств взрослого дяденьки Соломона, "не достигшего еще среднего возраста – сорока пяти лет" к юной девушке тринадцати лет. (В нашем веке это уголовно наказуемо). Эту часть я оставлю без комментариев. С другой стороны, Куприн настолько целомудренно описал их отношения, что не было ни какого намёка на пошлость. До этого я прочитала " Саломею ", но бесстыдство и порочность главной героини у меня вызвали лишь непередаваемое отвращение.
Элементы эротики у Куприна сплетены с платонизмом:
– Девушка, покажи мне лицо твое, дай еще услышать твой голос. Она быстро выпрямляется и оборачивается лицом к царю. Сильный ветер срывается в эту секунду и треплет на ней легкое платье и вдруг плотно облепляет его вокруг ее тела и между ног. И царь на мгновенье, пока она не становится спиной к ветру, видит всю ее под одеждой, как нагую, высокую и стройную, в сильном расцвете тринадцати лет; видит ее маленькие, круглые, крепкие груди и возвышения сосцов, от которых материя лучами расходится врозь, и круглый, как чаша, девический живот, и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам. – Потому что голос твой сладок и лицо твое приятно! – говорит Соломон.
Весь стиль повествования такой высокий и торжественный, что просто завораживает. Кроме того, по этому небольшому произведению можно изучать греческую и египетскую мифологию, познакомиться с таинствами обрядов, проводимых в честь богов, или узнать о магических свойствах драгоценных камней. Куприн обнаруживает просто энциклопедические знания:
– Вот анфракс, священный камень земли Офир, – говорил царь. – Он горяч и влажен... Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем...Если его растолочь в порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память ... Посмотри, Суламифь, на эти сапфиры. Одни из них похожи цветом на васильки в пшенице, другие на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности – холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые наросты. Он дает ясность мыслям... Царь всех камней – камень Шамир. Греки называют его Адамас, что значит – неодолимый. Он крепче всех веществ на свете и остается невредимым в самом сильном огне. Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем... Он сияет в темноте ночи, но даже днем теряет свой свет на руке убийцы. Шамир привязывают к руке женщины, которая мучится тяжелыми родами, и его также надевают воины на левую руку, отправляясь в бой. Тот, кто носит Шамир, – угоден царям и не боится злых духов. Шамир сгоняет пестрый цвет с лица, очищает дыхание, дает спокойный сон лунатикам и отпотевает от близкого соседства с ядом.
Интересно было почитать про знаменитые суды мудрого Соломона. В общем, это не только история о любви того, у кого было "семьсот жен и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц", к одной единственной Суламифи, девушки из виноградника...
Слог, которым написана повесть, завораживает. Не знаю, насколько легко воспринимается с листа.. в аудио он звучит просто бесподобно! Я не согласна с теми, кто ругает повесть за пошлость. Никакой пошлости в ней нет. Нужно помнить, что речь идет о временах, далеких от современных реалий, и понимать, что тогда все было совсем не так, как сейчас. Любил царь Соломон Суламифь или нет? Каждый ответит по-своему. Тысячи лет назад люди спорили о том, что такое любовь, и до сих пор спорят. И спорят обычно те, кто любви не ведает. Те, кому дано это чувство, просто живут им, никому ничего не доказывая. Очень эмоциональная и чувственная повесть. Рекомендую к прослушиванию именно этот радиоспектакль, он шикарен!
Интересное произведение
Александра Ивановича Куприна.
Михаил Горевой – отличный чтец.
Рекомендую.
Слушайте и переслушивайте классику :)
И понял царь, что во многой мудрости много печали, и кто умножает познание - умножает скорбь. Узнал он также, что и при смехе иногда болит сердце и концом радости бывает печаль.
участь сынов человеческих и участь животных одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом.
В любви помогает только любовь.
Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит.
Не будите любви, доколе она не придет...
Izohlar, 4 izohlar4