Kitobni o'qish: «Рассказы нашего двора – дома номер двадцать два», sahifa 2

Shrift:

Про Пашку, стекло и совесть

Был обычный майский тёплый день.

Пашка с ватагой ребят спешил во двор – сегодня решающий матч. С нетерпением дождавшись окончания последнего урока, ребята встретились и, чуть ли не бегом,за- торопились на финал. Сегодня игра с покровскими! Ребята с соседней улицы (Покровская) тоже должны подойти в их двор.

В Пашкином дворе была очень удобная площадка – много пространства. Дома, клумбы, тротуары, детские качели и песочницы находились в стороне и можно было смело гонять мяч. Мальчишки сначала из кирпичей соорудили подобие ворот и целыми днями играли в футбол, соревновались с соседними дворами, а потом притащили старые ворота с уже больше походившего на пустырь, заброшенного футбольного поля. С покровскими уже сыграли 4 игры и договорились, что после 5 матчей будут определять победителя. Счёт был 2:2 и сегодня всё должно было решиться.

Ребята пришли к футбольному полю, свалили в кучу свои рюкзаки, кто-то закатывал штанины, кто-то пинал мяч, пасовали друг другу. Пашка был вратарь. Однажды попробовал – получилось, и ребята стали захваливать:

– Да лучше Пашки никто не стоит, он такие мячи берёт, никто бы не взял.

Пашке это льстило, и он с удовольствием стоял на воротах, даже специально перчатки у отца попросил, такие, как у настоящих вратарей. Получалось, конечно, по-разному, но игра есть игра – всякое бывает.

Особенно ему нравилась реакция ребят, когда он ловил мяч в прыжке, поджимал под себя и лежал – тянул время славы.

Ребята подбегали, хлопали по плечу, хвалили, восторгались.

Появились покровские. Все друг друга давно знали, росли вместе, учились в одной школе, даже одноклассник был в команде «противников». Играли улица на улицу. Так договорились!

Ребята пожали друг другу руки, обсудили последние новости, покричали, что сегодня «уделают» друг друга и начали играть. Скорость игры изначально была максимальная, жажда победы заставляла гонять команды от одних ворот к другим, пас отдавали редко. Силы были – мальчишки вели мяч, отбирали друг у друга, отпинывали мяч к воротам противника… Так и носились туда-сюда.

Пашка спокойно стоял у одной из штанг, в защите был Ванька из соседнего подъезда, шустрый, надёжный игрок. И Пашка не нервничал. Он кричал своим, кого надо прикрыть, когда оттянуться назад, показывал вверх рукой, когда ловил мяч и собирался длинным ударом перекинуть его на поле покровским.

Это случилось в конце первого тайма. Денис, высокий мальчишка с длинными ногами, нападающий покровских, вдруг рванул на правый фланг и точно получил пас. Легко обработал мяч и рванул к Пашкиным воротам.

– Встречай! -громко закричал Пашка Ваньке и, пригнувшись, встал в центр ворот.

Ванька рванул навстречу, Денис на скорости перекинул через него мяч, пустил немного вперёд и с разбега сильно ударил в угол ворот. Пашка что есть силы прыгнул по диагонали, вытянув вверх руки. Мяч коснулся его пальцев и немного изменил траекторию полёта. Пашка упал, проскользил по траве, и слух резанули крики:

– Гоооол! Гол!

Пашка сел на траву и с надеждой посмотрел на свою команду: "Может спорный мяч и ребята начнут оспаривать?"

Но мальчишки, молча опустив головы, шли к воротам. Значит гол чистый.

Команды сделали перерыв на десять минут, уселись на траву обсуждать моменты игры. Спорили:

– Да если бы Санёк мне тогда дал пас, а не водился сам, я бы точно забил.

– А ты сам Дениса оставил одного, он и ушёл. У него удар как у пушки, что Пашка мог сделать один на один?

Пашка молча слушал, не вступая в спор. Было обидно за пропущенный мяч. Сейчас покровские уйдут в плотную защиту и отыграть мяч будет ой как не просто.

Начали второй тайм, наши сразу принялись давить ворота покровских. Били часто, но мяч упорно летел не туда. Пашка кричал, подсказывал кому отдать и когда бить, но всё было мимо.

И вдруг, защитник соперника сыграл рукой, а это штрафной – 7 метров. Шанс!

Кирилл, защитник покровских, кричал, что руки были прижаты и это не умышленно, но наши всей командой с криками накинулись на него и отвоевали себе штрафной удар.

Штрафные частенько бил Пашка, удары у него получились сильные, правда не всегда точные. Что решат ребята? Кто сейчас выполнит это важный для них удар?

И Пашку позвали. Он не спеша подошёл к мячу, покрутил его несколько раз на отметке и посмотрел на Вовку – худощавого вратаря Покровских. Тот ему нагло подмигнул, ухмыльнулся и крикнул:

– Ну давай, Паштет, попробуй пробей!

Пашка жутко не любил, когда его так называли. Он прямо-таки вскипел внутри от наглого вида и самоуверенности Вовки, разбежался, сжал зубы и c разбега сильно пнул по мячу…

Удар получился на редкость очень мощным. Мяч, как ядро из пушки, пролетел над головой Вовки, между его рук и, набирая высоту, полетел в сторону дома. Через несколько секунд раздался звон стекла и возгласы старушек, всегда дежуривших на лавочках у подъезда. Наступила звенящая тишина, все замерли, не зная, как быть… И вдруг чей-то крик нарушил это спокойствие:

– Пацаны, валим! Всем молчать!

Мальчишки, как брызги, рванули врассыпную, кто куда, только не в сторону домов. Через минуту на площадке не было ни души и только слышались громкие комментарии старушек, да особо любопытные прохожие останавливались и кивали головами.

Пашка бежал в сторону выезда из двора, через дорогу, за новостройки, пока не упёрся в высокий забор какого-то предприятия. Он сел на кусок бетонной плиты и перевёл дыхание.

Ситуация была неприятная – разбили стекло в доме. Все знали, что мальчишки после уроков гоняли на поле мяч, хозяин разбитого стекла мог устроить разборки и тогда… Можно, конечно, сослаться на Покровских, что это они, а пока там разберутся, шум утихнет, наверное.

Пашка долго раздумывал, что и как, но нужно было идти домой. Проходя мимо дома, он ничего подозрительного не увидел. Старушки мельком взглянули на него, он поздоровался и нырнул в подъезд. Уроков было немного, он быстро с ними справился и только хотел прилечь отдохнуть, как раздался звонок в дверь. Пашка вздрогнул от неожиданности.

"Родители ещё на работе и у них ключи, кто это может быть? "

Пашка открыл дверь, на площадке стоял дядя Толя.

– О, Пашка, ты дома? Хорошо! А отец ещё не пришёл?

– Нет! Рано ещё.

Пашка стал нервничать, и по спине покатились капли пота.

– Жаль! Да он у меня рулетку на днях брал, а мне сейчас понадобилась. Представляешь, стекло разбили, сорванцы! Не знаешь кто? – спросил дядя Толя и пристально, с прищуром посмотрел Пашке прямо в глаза.

Пашка выдержал взгляд, собрался духом и ответил:

– Неа! Я же уроки делал, не знаю! – и опустил глаза.

– Ну ладно! Так глянь рулетку, некогда ждать отца – то.

Пашка быстро нашёл рулетку, молча отдал Дяде Толе, стараясь не смотреть в глаза.

– О, спасибо! Ну давай, Паша! Отцу привет!

Пашка закрыл дверь и сполз по ней на пол.

"Блиииин! И надо же было попасть именно дяде Толе в окно!"

Дядя Толя, мужчина средних лет, хороший, безотказный дядька. Каждый мальчишка во дворе знал его, он был мастер на всё руки, и все тащили ему свои велосипеды, санки, самокаты. Да всё, что ломалось во дворе, он чинил, и мяч у него подкачивали несколько раз, и клюшки он клеил.

Пашка сжал зубы и стукнул кулаком по полу:

– Вот засада!

"Если бы знал, что это дядя Толя, то признался бы без проблем, а теперь, когда струсил, уже не то. Что же делать теперь? Дядя Толя, конечно, не станет искать, чтобы отругать или родителям пожаловаться. Жалко по-человечески его, столько раз выручал, и стыдно за себя».

Пашка лёг на диван, погрузился в свои мысли и незаметно для себя уснул.

Проснулся уже вечером, родители ужинали, спросили как дела в школе и продолжили свои взрослые разговоры. "Значит, они ничего не знают. Ну и ладно…"

Пашка как-то успокоился и решил скорее забыть про эту историю. Включил компьютер, загрузил любимую стрелялку и решил за игрой отвлечься от грустных мыслей.

Утром встретился в школе с ребятами из команды. Первый подошёл Генка, язвительный, хитрый мальчишка с волосами цвета соломы, торчащими на макушке в разные стороны.

– Ну что, Пашок, уже влетело?

– С чего бы?!– ответил ему Пашка, делая вид, что не понимает, о чем это он.

– За стекло. Круто ты вчера крученный запульнул!

– Да не, все нормально!

Пашка пытался закончить эту некомфортную для него тему.

Генка не унимался и громко выкрикнул:

– Ага! Так я и поверил тебе!

Ребята уже окружили Пашку.

– Наверняка уже получил от родителей! – не успокаивался он.

Тут прозвенел звонок и избавил Пашку от всяких оправданий. Больше в течение дня к нему никто не приставал.

После уроков он шёл домой один, не было желания ни с кем разговаривать, хотелось скорее проскользнуть мимо двора и попасть в квартиру никем незамеченным.

Он уже подходил к своему подъезду, как сзади услышал голос дяди Толи:

– Пашка, постой!

Пашка остановился, сердце заколотилось, и предательские капельки пота поползли по спине.

– Ты не очень спешишь? Помощь мне твоя нужна.

Дядя Толя стоял рядом с клумбой, в руках молоток, смотрел прямо в глаза и ждал ответа.

Пашка разволновался, смотрел на дядю Толю и пытался выдавить из себя слова.

– Д-д-ааа конечно, дядь Толь, конечно, помогу…, – нашёл в себе силы ответить Пашка и двинулся следом за дядей Толей.

Первый подъезд, первый этаж, эту квартиру знали все жители двора, особенно мальчишки. У подъезда на лавочке стояла старая рама.

– Да вот, нашёл раму в сарае, хочу стекло снять. Вон видишь, окно в подъезде вчера разбили. Да ты слышал, наверное, шум, – и дядя Толя снова прямо взглянул Пашке в глаза.

– Да, кто-то в школе рассказывал. Так в подъезде стекло разбили, а не в квартире?

– Ну да. А кто рассказывал, не припомнишь?

Пашка почесал затылок, старательно наморщил лоб, как бы силясь вспомнить.

– Нет не помню. Так чем помочь то?

– Хм… Ну ладно! Да вот нужно разжать раму и подержать, а то сам не сниму стекло.

Пашка в одну руку взял гвоздодер, в другую большую отвёртку, развёл створки рамы, просовывая в щель с засохшей краской инструменты. Дядя Толя с ловкостью вынул штапики, гвозди и вытащил стекло.

– Вот спасибо тебе большое, Паша! А дальше я уже сам.

Дядя Толя сел на лавочку, вытирая руки о фартук.

– Я пойду тогда, – сказал Пашка и зашагал домой.

Он чувствовал взгляд в спину и прибавил шаг – хотелось избавиться от этого неприятного навязчивого ощущения.

Забежав в квартиру, Пашка быстро перекусил и принялся за уроки. "Поскорее бы освободиться и сесть за комп".

В дверь позвонили. Пашка открыл, на пороге снова стоял дядя Толя…

У Пашки внутри все похолодело, он жутко испугался, подумал, что та правда, которую он так боится, наконец-то пришла "по его душу".

– Паш, ты извини, что опять отвлекаю, но мне опять нужна твоя помощь. Спустишься, подсобишь немного?

Пашка хлопал ресницами и всеми силами пытался не смотреть в глаза дяде Толе.

– Ну конечно подойду. Сейчас, оденусь только.

Сосед ушёл. Пашка закрыл учебники, сложил их стопочкой на столе, поправил их ровнее, оттягивая момент встречи, и пошёл во двор.

Дядя Толя убирал у подъезда осколки стекла и, увидев Пашку, начал объяснять:

– Треснуло – представляешь.. И разбилось. Нужно новое вырезать, поможешь?

– Помогу! – ответил Пашка.

– Ну, держи тогда стекло.

Пашка крепко прижал к лавочке кусок стекла, дядя Толя поставил рейку и ровно чирканул по стеклу стеклорезом.

– Во! А ты, Павел, режь другую сторону.

Пашка аж вздрогнул от услышанного.

– Как это? Так я не умею же..

– Учись! Это даже проще, чем в футбол играть! Смотри – это стеклорез, вот в нем алмаз. Им и режь! Прижми твёрдо к рейке и одним движением рррраз – и резани.

Пашка так и сделал – прижал и чирканул. Раздался скрежещущий по стеклу звук, который издал алмазный наконечник стеклореза. Получилось неплохо и даже интересно.

-Вот! Молодец! Получилось! Теперь снизу вот так постукиваем, и оно ровненько по срезу ломается. Видишь?

На стекле действительно появились трещинки, как во льду.

– А можно я?

– Давай, смелее!

Пашка начал постукивать, моргая при каждом ударе. Незаметно для себя он полностью погрузился в процесс и от старания даже высунул кончик языка – настоящий мальчишка, увлеченный мастеровым делом!

– Ну, ты нажимай потихоньку на край, оно и треснет.

Пашка нажал и стекло отломилось!

– Ну вот, смотри как ровно получилось! А теперь надо его в раму вставить! Как думаешь?

– Надо!

– Ну так и ставь!

– А как?

– А ты подумай! Даже и не пытался ведь еще!

Пашка подошёл к раме, посмотрел на нее, что-то прикинул …

– А, ну так тут просто же – вставляем стекло в раму, и потом вот этими реечками крепим. Только гвозди нужны.

– О, ну такого добра, как гвозди у меня полно. Вон, гляди, целая банка, – и дядя Толя показал на старую жестяную банку из-под консервированных персиков. – Ты давай, командуй ремонтными работами, – дядька широко улыбнулся и подмигнул Пашке.

– Хорошо! – Пашка немного смутился, но на душе почему-то стало легче. То ли новый для него процесс вырезания и подгонки стекла так увлек его, то ли ощущение причастности к исправлению последствий этого ненамеренного происшествия!

Полчаса пролетели незаметно!

Пашка закрепил стекло, маленькие гвоздики аккуратно забил в старые отверстия, довольный отряхнул руки и посмотрел на дядю Толю.

– Ну, я вижу, ты справился! Всю работу за меня сделал. Спасибо тебе, Паш!

– Да не за что, чего Вы… Я, наверное, пойду тогда?

– Конечно беги, уроки сами себя не сделают! Раму я уже сам поставлю.

Пашка кивнул головой и пошёл в сторону своего подъезда. И вдруг дядя Толя крикнул:

– Паш! Сказать ничего не хочешь?

Пашка остановился, буквально спиной ощутив внимательный взгляд!

"Неужели он всё знает? Может ещё раз проверяет меня, даёт шанс самому признаться. Он же добрый дядька, не похоже, что хочет наказать".

– Хочу! – Пашка развернулся и медленно пошёл обратно.

Подойдя к дяде Толе, он сел на лавочку рядом с ним.. Оба молчали, смотрели перед собой.

– Это я разбил стекло, дядя Толя! Случайно! Мы в футбол играли и…

– Да знаю, что ты! – ответил сосед.

– Как, знаете? – спросил, Пашка – кто меня выдал?

– Ну, я своих разведчиков не сдаю, Пашка! – засмеялся дядя Толя и хлопнул Пашку по плечу. – Да вон они, вышли на дежурство.

Пашка развернулся и увидел местных бабушек, которые подпитались свежими новостями и собрались обсудить их на лавочке за горсткой семечек.

– Всё хорошо, Паш! Они же по-доброму. Ты молодец, что признался! Это самое главное. Это и ценю в тебе, что нашёл силы и понял, что когда по совести – легче на душе! Ну, беги, надо раму ставить.

– Спасибо! – Пашка встал. На душе было легко и спокойно!

Он стоял, смотрел на этого хорошего человека и улыбался.

– Дядь Толь, а давайте еще покрасим раму....

Yosh cheklamasi:
6+
Litresda chiqarilgan sana:
16 iyul 2023
Yozilgan sana:
2023
Hajm:
70 Sahifa 1 tasvir
Mualliflik huquqi egasi:
Автор
Формат скачивания:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip

Ushbu kitob bilan o'qiladi