Психофизическая проблематика Очерк свободных изысканий

Matn
0
Izohlar
Parchani o`qish
O`qilgan deb belgilash
Психофизическая проблематика. Очерк свободных изысканий
Audio
Психофизическая проблематика. Очерк свободных изысканий
Audiokitob
O`qimoqda Кристина Саламатова
21 411,12 UZS
Matn bilan sinxronizasiyalash
Batafsilroq
Shrift:Aa dan kamroqАа dan ortiq

Глава 3. Психофизическая проблематика.

Отражая окружающую действительность, мышление проводит аналитическое разделение между: «материальным» и «идеальным», «содержанием» и «формой», «структурой» и «функцией» и т.д. Исходя из приоритета аналитических способностей мышления над синтетическими, наблюдатель «разделяет» мир на части, а точнее разделяет уже отраженную информацию о мире. Он анализирует свою собственную «карту реальности», эта «карта» уже фундаментально, изначально искаженна, так как попросту не является «территорией». Эта одна из первых и основных проблем психофизического исследования: «отношение субъективной и объективной действительности».

За «субъективностью» стоит эволюционная организация живой материи, точнее процесс развития психического отражения. За «объективностью» стоит ровно все остальное в мире, что существует в «не зависимости» от наблюдателя. Такой ход мысли, вполне, логичен, он и сам является «субъективным» отражением действительности, т.е. «картой территории». Но «наблюдаемое» так ли независимо от «наблюдателя»? Или между этими явлениями существует фундаментальная связь? Если все же связь есть: то, в каком отношении находится «субъективное» от «объективного»? Уместно и корректно ли сопоставлять данные явления? Или одно является порождением другого? Эти и подобные вопросы можно отнести к нерешенным проблемам психофизики.

Одними из центральных понятий психофизической проблематики могут являться родственные смыслы «живой и не живой материи». Степень, сущность и форма родства, на сегодняшний момент, определенны лишь отчасти. В общих чертах мы знаем о существовании связи между структурой и функцией организации материи. Грань, условно, между «живым и не живым», мы проводим, определяя «клеточную структуру» (мембранно-ограниченную клетку), допуская «внеклеточную» форму жизни «вирус». Такое разделение очень сильно наполнено рядом упущений и условностей. Молекула и атом, это ведь структурные и функциональные части «клетки». Непризнание их «живыми» это тоже самое, что не признать граждан станы частью государства или людей частью общества и человечества. Да, существует функциональный принцип «перехода количества в качество», но для более целостного познания мира, необходимо выйти за пределы границ определений «живой и не живой» материи.

Психофизика как область знаний о мире способна дать теоретическое обоснование явлению «Психика» в терминах и смыслах «физического измерения» и, возможно, попытаться ответить на вопрос что такое «Физика» в контексте «психического и психологического измерения». Психофизика стремится ответить на вопрос о фундаментальной связи «сознания» и «материи». Область применения психофизических знаний обширна. Это, во-первых, возведение «сознания» к более «высоким» уровням, т.е. его «расширения» путем встраивания (включения) теоретического материала в «картину мира» наблюдателя. Во-вторых, это практическое применение психофизики в области профессиональной деятельности, например: проектирование (создание образа и последующего его пути реализации); включение в деятельность принципа «единства и борьбы противоположностей», как первичного убеждения, для минимизации влияния «неудач» на психику человека. В-третьих, возможность количественного измерения субъективных переживаний (данная область требует детального рассмотрения, так как является одной из основных проблем психофизики и осложнена «субъективностью» подхода измерения). И наконец, появляется возможность моделирования нейросемантической карты психологического измерения с использованием электронно-вычислительных машин и современных технологий. Подобные исследования проводятся и в родственных областях, таких как: кибернетика, нейролингвистическое программирование, теория систем и математический анализ, программирование ЭВМ, теория нейронных сетей и т.д. Эти области знаний могут иметь ответы на проблемы «Психофизики».

3.1 Структура. Функция. Содержание. Форма.

Данная часть главы посвящена наиболее общим терминам, описывающим проявления материи. Как общие понятия «структуры», «функции», «содержания», «формы» присуши ко всем областям научного, философского и бытового знания, они универсальны и тем самым представляют интерес в изысканиях психофизической проблематики. Как характеристики объектов, данные понятия, описывают ключевые проявления объекта в действительности. С усложнением материи, усложняется ее структура и функция. Материальный мир не равен структурному расположению или конфигурации его частей, это всегда нечто большее то, что несет в себе «смысл», и что в конечном итоге порождает «субъективность».

«Структурно – функциональную связь» можно рассматривать как ведущий фактор и принцип развития и эволюции психофизической реальности. Эта связь является значительным атрибутом физического мира. «Материалистический диалективизм» строго детерминирует «атомарную теорию структуры материи» дополняя эту идею «эволюцией» (развитием) вещества. Данный «взгляд» на мир делает его смысл «рационалистическим», минуя его «формы и содержания». При таком мировоззрении открывается возможность научного познания мира и изучения его механизмов.

«Рациональное» направление познания, это вычисление «частного» из «общей картины». Такой способ познания имеет свои преимущества и недостатки. Логичным образом его дополняет «иррационалистический» способ отражения действительности. Он в своей основе опирается на восприятие целостной «картины» и «образа» происходящего, в отличие от «рационалистического» подхода. Иррационализму присуще восприятие «формы» и «содержания». Главным атрибутивным элементом этого восприятия является эмоциональное отношение к объекту или процессу.

Было бы ошибочно полагать что «рационализм» и «иррационализм» есть подходы к познанию самостоятельные и различные. В сущности, это целостное восприятие, естественно разделенное и детерминированное приоритетом аналитических процессов мышления. Аналитический процесс способен различить те самые структуры, функции, содержания и формы, но в единую систему приводит синтетический, иррационалистический подход к познанию действительности.

В познании мира можно, условно, выделить два проявления объектов и процессов:

Эксплицитный. Внешние признаки объекта. Прямое психическое отражение.

Имплицитный. Внутренние признаки и процессы, недоступные прямому познанию из вне.

К эксплицитным проявлениям можно отнести: структуру и форму, и соответственно, к имплицитным: функцию и содержание.

Из выше изложенного можно выдвинуть вопросы. Напрямую ли функция зависит от структуры? Или функция системы, это некоторый «априори» заложенный потенциал?

Если «структура» и «функция» это понятия «физического мира», то «форма» и «содержание» это понятия «психологического мира». Основные различия их в том, что первые существуют объективно, а вторые воспринимаются субъективно. Форма и содержание воспринимаются наблюдателем. Само «содержание» наделено «смыслом» (логичным, возможно и алогичным) и является составляющим субъективного опыта. Итак, «содержание» – это «внутренние» характеристики отражаемого материала, а «форма» – соответственно, «внешние» характеристики отражаемого материала.

Структурно – функциональное усложнение систем от субатомных, и в настоящем малоизученных и неизвестных частиц, к галактическим скоплениям и в целом Вселенной, это развитие «количественно – качественного потенциала». Мир находится в динамическом противоречии, тем самым запуская процесс эволюции «живой и не живой» материи. Живая материя как, условно, «высшая» ступень эволюции развития, приобретает качество «субъективности». Живые существа, отражая действительность, создают свои собственные «Вселенные».

Как же в сущности, «психологическое» содержание связанно с «физической» реальностью? Возможно, ответ стоит искать в структурно функциональной связи нервной системы, в частности «мозга», как материального субстрата субъективного опыта. Следом возникает вопрос об отношении «сознания» к «материи». Эта проблема является центральной в настоящей работе.

На психические процессы накладывается ограничения физической реальности, что косвенно указывает на первопричинность последнего. Механизм психического отражения делает возможным «содержание» как составляющего субъективного опыта. Психика «картирует» данные отраженной действительности. Познается не сама «форма», а её «отпечаток». В ходе восприятия объектов «форма» становится иной (отраженной) и рождает иную форму, т.е. «информацию». В психическом пространстве группы общностей «информации» обретают свою собственную форму и становятся мета-формой, т.е. «метафорой».