bepul

Как вырастить виноград на даче в Средней полосе России

Matn
O`qilgan deb belgilash
Shrift:Aa dan kamroqАа dan ortiq

Посмотрим в будущее

Один из мудрых учителей жизни – это земля и то, что мы на ней выращиваем. При этом виноград – учитель еще и добрый. Он может наказывать неурожаем, но чаще прощает наши ошибки, позволяет на них учиться и даже экспериментировать. Как же не полюбить такого добряка?

Больше скажу… По моему глубокому убеждению, выращивание винограда, как и вообще труд на земле в качестве хобби, еще сослужит нам добрую службу. Вот изобретут искусственный интеллект (а работы в этом направлении идут вовсю), в итоге исчезнут многие профессии, появятся автоматизированные комплексы для производства ширпотреба и искусственной пищи – и что будет делать девяносто процентов населения Земли? Футуристы советского времени предвидели это и описывали так: "Освобожденный от унизительной заботы добывать хлеб насущный в поте лица своего человеческий дух воспарит к сияющим вершинам гармонии, культуры, совершенства", ну и так далее, по списку. Какая наивность! Перед глазами есть пример: богатая страна США и ее безработные, живущие на пособия. Целые кварталы населены безработными уже в нескольких поколениях. И куда "воспарили" освобожденные от унизительной заботы о куске хлеба? В театры ходят, в библиотеки, совершенствуют дух и тело? Нет, там преступность и деградация. Если человек не трудится, то он деградирует. Хоть и не модно сейчас вспоминать марксистов, но они правы – труд создал человека.

Общаясь с природой, работая в саду, с виноградом, поневоле отвлекаешься от повседневной рутины. Появляется какой-то особый, философский взгляд на жизнь. Конечно, автор не философ и вообще по профессии математик – еще в советское время получил добротное математическое образование в Горьковском университете. Привет сокурсникам мехмата и особенно питомцам профессора Отрокова и доцента Г. И. Шиловой за 1977 – 1983 годы. Студенческая пора – лучшая часть жизни, после детства, разумеется. Точнее говоря, второе издание детства. И даже военная кафедра не смогла испортить это время. Даже для ботаника по натуре. Но с годами приходят не только морщины, а и какое-то свое понимание жизни и того недалекого будущего, что неумолимо приближается. И математический склад мышления тут очень помогает.

Что же бросается в глаза? Сейчас при переходе от голодного времени к сытому из тени выходят такие закономерности человеческой природы, о которых раньше и не подозревали. Если взглянуть на историю "хомо сапиенса" с самых общих позиций, то можно увидеть следующее.

В отличие от хищников и травоядных наши предки-приматы «сделали ставку» на развитие интеллекта, что привело к появлению человека разумного. В ходе развития человеческого общества появилась культура, цивилизованность как таковая. Для чего? А чтобы упорядочить жизнь, наладить взаимопомощь, меньше тратить силы на борьбу друг с другом. Так легче выживать. То есть, до недавнего времени цивилизованность была у нас цивилизованностью «голодного времени». Но вот наступают относительно сытые времена, сопровождаемые определенной социальной заботой государства. И нужна ли теперь прежняя цивилизованность и культура при гарантированно сытом желудке? Вопрос! Ведь прежняя цивилизованность и культура это:

1) Запрет делать вредное для выживания семьи, рода, племени, общества, но иногда столь приятное для отдельной особи.

2) Принуждение делать полезное для выживания семьи, рода, племени, общества, но так часто обременительное и неприятное для отдельного человека.

3) Наличие социальных институтов принуждения для этого: обычаи, вожди, религия, судьи и т.д.

В общем, не убий, не укради, не завидуй, чти родителей своих возлюби ближнего своего, кто не работает – тот не ест, и помни – не напрасно начальник носит меч. Ну и так далее. В любой культуре разными словами. А если голод и страх отступили? Нужна ли прежняя цивилизованность сытому обществу, человеку? Опыт позднего Рима показывает – не очень. И мы к этому идем. Там достаток гражданам Вечного города создавали рабы, а нам создадут автоматизированные системы, роботы.

Человек в своей гордыне назвал себя царем природы (то есть окружающего нас мира). Может быть это и верно, отчасти. Но мы забыли, что продолжаем оставаться частью природы. И подчиняемся ее законам вне нашего желания. Законы общества не могут быть выше законов природы, как часть не может быть больше целого. Царь природы обязан понимать эти законы, использовать, где-то компенсировать – на опасных поворотах истории. Как говорили древние, понимающего судьба ведет, непонимающего тащит. Автор полагает, что есть лишь один непреложный закон – закон развития человека и сохранения, умножения человечества и экспансии его в нашей галактике. Люди живут согласно определенным идеям – марксизма, либерализма, толерантности, идее прав человека и так далее. Но никакие социальные идеи не могут противоречить этому непреложному закону. Как только результаты идеи начинают противоречить главному закону, эта идея становится вредоносной и подлежит переосмыслению.

Понимать помогает нам наука. И что же ученые скажут обо всем этом? Человека делают разумным прежде всего отдельные участки коры головного мозга, отвечающие за целенаправленность воли, абстрактное и логическое мышление. Не у всех людей они развиты одинаково, хорошее их развитие далеко не всегда передается потомкам. Эти участки появились последними в ходе развития человека как вида. (Под целенаправленностью воли автор понимает способность осознанно ставить перед собой цели в жизни и осознанно, методично, планомерно их достигать). У неандертальцев они были развиты хуже, чем у пришельцев из Африки, то есть наших предков кроманьонцев. В результате неандертальцы отступили и были вытеснены пришельцами, хотя были физически сильнее и имели больший объём мозга. Почему? Пришельцы действовали более организованно, сплоченно, целенаправленно, настойчиво – вот как раз из-за этих участков мозга, которые развились в последнюю очередь. И которые у нас деградируют первыми (как только пропадает нужда в них) – что последним приобретается, то первыми и теряется. Последние приобретения генетически закреплены слабее предыдущих.

Что еще мы наблюдаем? В условиях социального государства происходит падение рождаемости, что ведет к уменьшению населения. Почему? Дети уже не капитал для выживания родителей при потере работоспособности, а для многих даже и обуза. Большинство людей начинают жить здесь и сейчас, государство не дает им умереть. В первую очередь это касается людей с сильным мышлением. Они заняты будущим, карьерой, профессией, хобби, а тут дети… Таким образом интеллектуально продвинутая часть популяции “хомо сапиенса” просто уменьшается со сменой поколений. Пособия и другие социальные блага слабо влияют на повышение рождаемости этой части населения. Для части популяции с другого конца интеллектуальной линейки справедлива народная мудрость – от осинки не родятся апельсинки, каково семя, таково и племя. Именно у них и растёт рождаемость при введении социальных выплат. Закон Дарвина разворачивается на 180 градусов, начинается вырождение и деградация. Каждое благое дело имеет и обратную сторону, которая через некоторое время создает новые, неожиданные проблемы. Диалектика – с.... Необратимые результаты будут видны через несколько поколений, но тенденция и первые ягодки уже обозначились. Альтернативы не видно.

Природа экономна. Надо виду Хомо выживать – развиваются вышеуказанные участки мозга, раз уж предок-примат сделал ставку на развитие интеллекта. Естественный отбор закрепляет в генетике полезные мутации. Опасность миновала – данные участки уже особо не нужны и даже вредны для многих. Горе от ума – это не только литературное произведение. Ненужное – излишняя роскошь. А природа лишнего не любит. В скором времени лучше будет иметь мозг питекантропа – меньше голова будет болеть от осознания несовершенства бытия, больше радости от жизни и меньше страха перед неизбежной смертью. Да и с рождаемостью получше, чем у шибко умных. Главное будет уметь правильно написать заявление на пособие. Светлоликие оптимисты, свято верующие в безоблачное будущее земной цивилизации, могут рассматривать этот абзац как брюзжание старого пессимиста.

В итоге можно сказать так.

Потребности человека как биологического вида (питания, размножения, социальные инстинкты) служат фундаментом цивилизации. Труд – главное средство для удовлетворения этих потребностей. Это вторая ступень цивилизации. Собственно, сама цивилизация и культура создаются в процессе общественно полезного труда людей.

Но! Труд изначально имел и имеет на данный момент вынужденный характер. Предок человека слез с дерева и взял в руки палку-копалку не для того, чтобы создавать культуру и цивилизацию, а потому, что на пальме, образно говоря, кончились бананы. Шутка (насчет бананов на пальмах). В остальном-серьёзно, предлагаю подумать и согласиться. Что будет с цивилизацией, когда в результате развития техники и науки труд станет необязательным— вопрос.... И это главная проблема ближайшего времени – исчезновение вынужденности труда. У нашей цивилизации впереди самый сложный кризис за все время ее существования.

Вспоминается из детства одна книга, где один ученый (если не ошибаюсь – Жак Ив Кусто) описывал свои исследования Огненной Земли, Магелланова пролива и многочисленных островов вокруг. Посетил и несколько поселков местных индейцев. Поразило его состояние аборигенов. Живут по-прежнему, как и их деды, в тех же хижинах, одежду и бытовую утварь привозят миссионеры. Основная пища – морские моллюски, коих здесь огромное количество. Сплавали на отмель всей семьёй, набрали несколько корзин на неделю, остальное время большей частью лежат и смотрят в потолок. А что удивляться? До прихода белых было много племен, активная трудовая деятельность, бурная социальная жизнь внутри племён, войны между племенами за богатые моллюсками отмели. Потребности надо было удовлетворять трудом, в ходе которого и возникла их первобытнообщинная цивилизация. От болезней, принесенных белыми, погибли почти все, осталось несколько поселков. Пищи сколько угодно, рядом, воевать не надо, одежду и кухонную утварь принесут миссионеры, хижины остались от дедов. Потребности остались те же, но удовлетворение их почти не требует труда. Ассимиляция (и новые потребности) затруднительны по причине географической удаленности. Следовательно, от их цивилизации остались одни осколки. Тупик. Закрадывается мерзкая мыслишка – не случится ли подобное со всем человечеством в слишком сытом будущем?

 

Так ли все произойдет в том будущем, когда наступит новый технологический уклад? Ясно лишь одно – человечество вступило в опасный и крайне непонятный этап развития. Выходы из него могут быть любыми. Почитайте фантастику-антиутопии. Хочется верить в лучшее. Ведь даже при самой страшной безработице человек в принципе может занять себя полезным трудом. Проще тем, у кого осталась в генах тяга к работе на земле. Дачи, приусадебные участки – вот территория, где человек останется человеком всегда. Уже сейчас большинству горожан проще купить овощи в магазине, а не выращивать их самому, но все равно каждую пятницу и субботу выезды из городов запружены машинами дачников. Земля притягивает. Возможно с появлением дешевой искусственной пищи желание выращивать натуральные продукты у людей только усилится, а может и нет. Но в любом случае станут больше цениться эксклюзивные продукты, например, такие, как домашнее вино. Пожалуй, это самый-самый эксклюзив, поскольку виноград не картошка, он чуток к условиям выращивания, и у каждого виноградаря рождается вино со своим неповторимым букетом. Так что виноградарство сочетает в себе и крестьянский труд, и удовольствие от плодов труда, достойное аристократов. И, главное, мы это можем!

ЭПИЛОГ

Путь винограда на наш север долгий и трудный. Тысячи людей – как ученых, так и любителей методом проб и ошибок открывали азы северной агротехники. Нехватка сортов нужного качества и убежденность в сильной теплолюбивости винограда заставляла строить дворцы из стекла, бетонные траншеи, засыпать грядки на зиму землей и соломой. И все равно виноград плохо рос – земля в траншеях была холодной, появлялась плесень, свое дело делали мыши и выпревание. А дворцы, образно говоря, влетали в копеечку. Все это списывалось на южность культуры, якобы не совместимую с севером.

Заблуждения прошлого тиражируются до сих пор, хотя и под новыми обложками. Но это уже сумерки вчерашнего дня. Оказалось, что при новой технологии и многие старые сорта растут на севере. Об этом, отчасти, свидетельствуют виноградники юга Скандинавии. Зимы там теплее, зато слякотнее – и неудобств для выращивания там не меньше, чем у нас.

Тем временем наши институты дали новые добротные сорта с использованием в селекции американского и амурского винограда. Многие из них у нас хорошо растут. Некоторые ученые вывели сорта амурского винограда, для которых морозная зима даже необходима. Ряд энтузиастов из народа создали целые серии гибридных форм. И за границей тоже работа идет. Тысячи любителей в настоящее время испытывают новые сорта, "обкатывают" старые, шлифуют агротехнику, находят новые нюансы. Так, например, несомненная удача – разгадка причины зимнего выпревания.

Автор этого краткого руководства, конечно, не единственный, кому жизнь подсказала новые приемы и подходы. Но почему-то эти люди молчат, оставляя в литературе место тем, кто продолжает толковать об укрытии винограда на зиму землей и соломой.

Что же мешает винограду стать в нашей северной стране такой же обычной культурой, как яблоня и смородина? Можно привести слова А.С. Пушкина, слова горькие и нелицеприятные:

"Мы ленивы и нелюбопытны".

Превратить наш край в цветущий сад – это больше зависит не от природы, а от человека. Не бойтесь нового. И природа вас отблагодарит.

P.S. Виноград – одно из библейских растений: финиковая пальма, виноград, смоковница (инжир), олива (маслина), тёрн (не наш, другой). Эти растения – неотъемлемый атрибут Христианства. Из этой пятёрки только виноград у нас растет свободно. И принесли его на Русь первые монахи и священники из Византии. Церкви и монастыри были первыми виноградарями на Руси. А почему эта традиция сегодня утеряна? Для популяризации и распространения Христовой лозы прихожане и паломники сделают больше, чем все средства массовой информации вместе взятые. Тем более наличие современных сортов и агротехники очень облегчает задачу. Представляете виноградники у стен и парадных ворот монастырей от Вологды и южнее, рядом с простой сельской церковью, у скита монаха-отшельника?