Kitobni o'qish: «Принцесса Диана. Королева людских сердец. Что она пыталась сказать нам своими образами», sahifa 2

Shrift:

#FyouCC (для тех, кто не в курсе, это расшифровывается как «Да пошли вы, Чарльз и Камилла»).

Часть I
Диана: образы в 1980-е годы

Глава 1
Образ незамужней девушки

«Здорово было находиться в квартире с девочками.

Мне это очень понравилось – это было замечательно.

Я там хохотала до упаду»8.


Возможно, кто-то попытается оспорить мою точку зрения, но юная Диана, работавшая няней в детском саду, та самая «застенчивая Ди», умела подать себя. На дворе был 1980 год. Девятнадцатилетнюю леди Диану Спенсер друзья и члены семьи с любовью называли Duch [Дач], что было сокращением от duchess – герцогиня, – ласкового прозвища, данного ей потому, что она вела себя как истинная герцогиня еще задолго до того, как стала ею. Она обосновалась с тремя ближайшими подругами в новой четырехкомнатной квартире, которую родители подарили ей на 18-летие, в элитном районе Кенсингтона Эрлс-Корт. По понедельникам, средам и пятницам она работала в детском саду «Молодая Англия» в центральном районе Лондона Пимлико. Другие два дня она работала няней, сначала у подруг своих сестер – кучки великосветских щеголих, которых Диана называла «Бархатные ободки», – а потом присматривала за сыном американского бизнесмена, занятого в нефтяной отрасли. 9

Общение с «Бархатными ободками» сочеталось с жизнью в Кенсингтоне. Молодые женщины из высшего класса, с хорошими связями в основном проводили время, посещая кулинарные классы Cordon Bleu, рожая наследников британской аристократии и прогуливаясь по роскошным магазинам вдоль Кингс-роуд, практически рядом со Слоун-сквер.

По словам биографа Дианы Эндрю Мортона, эти женщины из высшего класса «соответствовали довольно размытому шаблону ценностей, моды, воспитания и взглядов, они были широко известны как “слоун-рейнджеры”»1011. Диана – хотя многие считали ее одной из первых представительниц стиля слоун, так как она родилась в одной из старейших аристократических семей Британии – чувствовала себя иной. Кружок «Бархатных ободков» был тесным и устоявшимся, и на их фоне она выглядела неискушенной и неуверенной в себе и была вполне счастлива прибираться в апартаментах подруг своих сестер со скромной оплатой в размере одного фунта в час. На тот момент у нее еще ни разу не было молодого человека, и как-то раз она припомнила: «Я всегда держала их на расстоянии, думала, что от них одни только проблемы, – и я не смогу с этим справиться. Я была очень неуверенной в себе»12. Она по-прежнему воспринимала себя школьницей – возможно, дело было в недостатке высшего образования, – но большинство молодых женщин такого же, как у Дианы, возраста и происхождения, конечно, и не стремились его получать: вместо этого им предстояло продвигать свои акции на брачной бирже.

Она была беззаботна, спокойна и вполне счастлива жить со своими непритязательными соседками по квартире Кэролайн Бартоломью, Энн Болтон и Вирджинией Питман, которые, по словам последней, представляли собой группу «хихикающих в дамском туалете девчонок» и проводили свободное время вместе, замышляя, как лучше подшутить над своими ничего не подозревающими дружками-мужчинами. Тогда в Диане и пробудился вкус к мести. Мортон писал, что в один прекрасный день его друг Джеймс Гилби «проснулся и обнаружил, что его новенький автомобиль Alfa Romeo весь покрыт смесью яиц с мукой, которая затвердела, как бетон. По какой-то причине он подвел Диану во время свидания, и они с Кэролайн отомстили ему»13.

Леди Диана в 1980 году возле своей квартиры в Кенсингтоне. Пуховый жилет деревенской девушки надет поверх блузки с полустоячим воротником. Юбка в цветочек и неизменная подвеска D на золотой цепочке. Поле того, как будущая герцогиня впервые обратила на себя внимание прессы, она договорилась с фотографами, надеясь, что они хотя бы на некоторое время оставят ее в покое, если она даст им возможность делать снимки.

Вскоре Диана поняла, что папарацци – не те, на чье слово можно положиться.


Девушки одалживали друг у друга одежду, лакомились хлопьями Harvest Crunch и шоколадом. Диана, являясь хозяйкой квартиры, повесила на двери своей спальни табличку Chief Chick («Главная цыпа»). Достаточно ожидаемо для любой другой 19-летней девушки (признаюсь, чуть более громко и слащаво, чем предпочла бы я сама), вот только Диана знала, что должна сохранить себя «в чистоте» для того, что ждало ее впереди. Всегда немного склонная к ясновидению – известно, что на протяжении всей жизни она прибегала к помощи экстрасенсов, – впоследствии она вспоминала, что с юных лет у нее было предчувствие, будто ее ожидает жизнь, связанная с исполнением некоего долга, однако представляла себя замужем за каким-нибудь послом. Она и представить себе не могла, что долгом ее жизни станет быть женой «того, кто на самом верху»14, принца Чарльза, сына правящей королевы и будущего короля Великобритании.

Диана познакомилась с Чарльзом в 1977 году, когда он был в отношениях с ее старшей сестрой Сарой Спенсер. Диане тогда было 16 лет, и она вспоминала, что была «толстой, рыхлой, без косметики, совсем скучной девицей»15, но 29-летний Чарльз все же проявил к ней интерес. После ужина он потанцевал с Дианой и попросил ее показать ему семейную галерею, однако эту экскурсию быстро прервала Сара, отославшая Диану, как это любят делать старшие сестры: «Теперь можешь идти»16. Она была явно разражена вниманием принца к младшей сестре. Диана вспоминала: «Мне было совершенно непонятно: с чего вдруг кто-то вроде него мог заинтересоваться такой, как я»17.

Подобная мысль наверняка приходила в голову всем, кто страдал от низкой самооценки. В серии видеокассет, которые Диана записала на занятиях по сценической речи с Питером Сеттеленом, она пояснила: «Все дело было в том, что взрослый мужчина – причем находившийся на верхней ступеньке у всех на виду – заинтересовался мной и пожелал, чтобы я была рядом с ним»18. Она идеализировала принца и страдала от того, что я называю «синдромом избранной» – мысли, что некто, заведомо превосходящий, выдернул ее из толпы, тогда как сама она считала, что не заслуживает этого.

В 1980 году Диана вновь увидела принца на вечеринке. Она получила неожиданное приглашение, к изрядному недовольству своей сестры Сары, с которой Чарльз к этому времени расстался. Ухаживание началось с серии встреч, за ними последовал визит в замок Балморал, пребывание в котором, как признавалась Диана в своих секретных записях с Колтхерстом, «до смерти ее напугало».19

В общей сложности Диана Спенсер и принц Чарльз до вступления в брак видели друг друга 13 раз. «Постепенно мы влюбились. Все произошло не так уж сразу. В один миг все могло бы исчезнуть»20, – вспоминала Диана. Впоследствии она раскритиковала его ухаживания, сказав: «Он мог то целую неделю каждый день звонить мне, то вообще не разговаривать со мной три недели». И добавила: «Волнение, когда он звонил, бывало ужасно сильным и напряженным. И от этого три других девушки в моей квартире чуть с ума не сходили»21, – хорошо знакомое каждой из нас построение отношений с помощью попеременного приближения и отдаления объекта. «Она была послушным щенком, который подбегал к ноге, стоило только ему свистнуть»22, – говорил Эндрю Мортон.

Как только пресса пронюхала об увлечении будущего короля, Диана фактически попрощалась со своей тихой и спокойной жизнью, началось настоящее преследование. С самого начала папарацци были непримиримо навязчивы. Они не отставали от нее нигде, ходили за ней повсюду, даже сняли квартиру на Олд-Бромптон-роуд напротив ее дома, чтобы заглядывать к ней в окна. Фотографы, обычно около 30 человек, следили за ее красным автомобилем Austin Mini, куда бы она не направлялась. Иногда Диана спешила проскочить перекресток у светофора в последний момент, чтобы папарацци застряли на красном свете. Это был хаос, она чувствовала, что на нее идет охота. Однако Диана смогла «найти в себе внутреннюю решимость выжить»23 без какой-либо помощи или поддержки со стороны Чарльза или Дворца.

Я бы описала стиль Дианы до помолвки так: дочь викария знакомится с Prada (разумеется, с Prada прежнего времени).

Находясь под прицелом глаз всего света, Диана поняла, что должна уделять больше внимания своей внешности, так как каждый ее шаг пресса отслеживала и освещала. Я бы описала стиль Дианы до помолвки так: дочь викария знакомится с Prada (разумеется, с Prada прежнего времени). Консервативно, свежо, минималистично, но в то же время экспериментально в том смысле, что «мне 19 лет, я под прицелом всего света, так кем же, черт возьми, я хочу быть?» – ну, как-то так. Время от времени мы видим, как она надевает типичные для своего возраста забавные свитера и носит очаровательную золотую цепочку с подвеской в виде буквы D, которую подруги по школе подарили ей на 16-летие. В другое время она одевалась слишком взросло для своего возраста, выбирая солидные темно-бордовые юбки-миди в складку, обычно клетчатые, и колготки в тон свитерам (зеленые или персиковые, между прочим, никогда не считались и не будут считаться подходящими).

Мне нравится наивность ее нарядов до помолвки. В подборе строгой одежды чувствуется серьезная приверженность ее будущему долгу, контрастирующая с типично девичьими интересными деталями и случайными неудачными предпочтениями. Даже образы, которые, скажем так, можно считать рискованными, отличались очарованием и истинной невинностью. Как предполагают, в то время Диана регулярно «совершала набеги на гардероб своих подружек, подыскивая там презентабельные наряды для выхода в свет»24. Мы видим, как 19-летняя девушка экспериментирует со своим стилем, балансируя между собственными предпочтениями и попытками воплотить идеал того, как должна выглядеть потенциальная будущая принцесса. Скромная длина подола, высокий вырез и застегнутые на все пуговицы воротники говорят о том, что она очень серьезно относилась к тому, что ее образ ассоциируют с монархией, и к своему будущему долгу.

…за всей этой одеждой и вниманием прессы скрывалась влюбленная 19-летняя девушка.

Неизменными аксессуарами Дианы были черно-коричневая сумка-корзинка, которую она повсюду носила с собой; кашемировый трикотаж того же оттенка, что и украшения (трикотажные вещи она всегда аккуратно надевала поверх блузок с полустоячими воротничками или водолазок); и легкий макияж с голубыми тенями. Ее глаза оставались в основном опущенными в землю, на лице была застенчивая улыбка, ставшая такой знаменитой в 80-е годы. Пожалуй, это самый аутентичный образ Дианы до середины 80-х годов, когда она стала достаточно сильной, чтобы начать выражать свой собственный стиль вдали от влияния и суровых ограничений королевской жизни.

Анну Харви, заместителя главного редактора британского Vogue и подругу сестер Дианы, представили принцессе, когда стало очевидно, что ей нужно немного помочь. Первый и давний стилист Дианы вспоминает, что, когда она познакомилась с Дианой, «у нее действительно ничего не было в собственном гардеробе – несколько блузок и юбок от Laura Ashley и пуловеров-бобби. Вот и все»25. В статье, которую Харви написала для британского выпуска журнала Vogue в октябре 1997 года, через месяц после смерти принцессы, она пояснила, что, когда Диана впервые обратила на себя внимание общественности как девушка, которой увлекся принц Чарльз, будущая принцесса была «невероятно неискушена»26. Автор продолжает: «Ее вкус был характерен для человека ее происхождения; в то время девушки высших классов не знали об одежде столько, сколько им известно сейчас, – да и понятия it-girl27 еще не было в ходу».

Диана, конечно, все изменила. Поначалу, по словам Харви, в гардеробе Дианы не было никакой стратегии. «Не было никакого грандиозного плана, это была просто случайная подборка по советам тех, кто был с ней рядом, или тех, кого рекомендовали ее новые друзья из Vogue, – сказал мне Жак Азагури, давний кутюрье Дианы. – Думаю, она познакомилась с Анной Харви как раз вовремя».

И все же за всей этой одеждой и вниманием прессы скрывалась окрыленная 19-летняя девушка, встретившая свою первую любовь. Когда Чарльз сделал ей предложение, она рассмеялась. Диана вспоминала: «Помню, я подумала: “Это шутка”», – а потом он напомнил ей о всей важности предстоящего решения, о том, что, приняв его предложение, она однажды станет королевой. Предчувствие подсказало ей: «Ты не будешь королевой, но тебе достанется нелегкая роль»28. Диана говорила: «В силу своей незрелости, которая была очень велика, я полагала, что он очень сильно влюблен в меня. Да, он был влюблен, но сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что он всегда был словно зачарован, будто все это было ненастоящим: “Кто же эта девушка, что так отличается от всех?”»29.

В тот вечер, когда было сделано предложение, Диана вернулась к себе и сообщила новость трем своим соседкам. Они «визжали и вопили», празднуя, катаясь на машине по Лондону, но никому не открывая свой секрет. Вскоре о помолвке было объявлено общественности. Диана надела не очень подходивший ей синий костюм с юбкой. Солидный наряд ей помогла выбрать в магазине Harrods ее мать Фрэнсис Шанд Кидд. Внимание прессы после объявления о помолвке стало невыносимым.

Свой последний вечер перед отъездом из Эрлс-Корт Диана провела со своими подружками. Ее отвезли в Кларенс-хаус, дом королевы-матери, и, как однажды сказал брат Дианы Чарльз Спенсер, «незаметный гадкий утенок вдруг неожиданно стал лебедем»3031.


Диана в детском саду «Молодая Англия» в 1980 году, вскоре после того, как стало известно о ее отношениях с Чарльзом. Юбка от Laura Ashley оказалась полупрозрачной, и когда фотографы ловко расположили девушку так, чтобы лучи солнца подсветили ее сзади, это позволило им получить сенсационный кадр, где сквозь легкую ткань можно отлично разглядеть силуэт ног Дианы. Уверена, что целая армия советников Двора по стилю не допустила бы подобного просчета. Как только эти фотографии появились в прессе, Чарльз, как говорили, прокомментировал: «Я знал, что твои ножки прелестны, но не думал, что они настолько потрясающие».



Этот двуслойный трикотажных комплект в стиле слоун явно появился не без подсказки «Бархатных ободков».

СОВЕТ:

Чтобы добиться интересного акцента, накиньте кардиган на плечи и свободно завяжите рукава; сочетайте его с мокасинами нейтральных расцветок, прямыми джинсами и парой тонких золотых витых сережек-конго. Вуаля! Ваш образ в стиле супер-слоун готов.


Леди Ди направляется присматривать за мальчиком по имени Патрик Робинсон, сыном американского бизнесмена из нефтяной отрасли. Кашемировый кардиган, однорядная нить жемчуга и шейный платок – кажется, образ слишком перегружен, но она спасла его, выбрав в качестве аксессуара забавную плетеную сумку-корзинку от Jane Birkin.


Зеленый пуловер с V-образным вырезом поверх любимой блузки с полустоячим воротником. Зеленых колготок в тон на фото нет (по понятной причине).



Полоски, клетка и бант для будущей принцессы! Каждый из этих нарядов поистине гениален – расцветка, сочетание оттенков и аксессуары подобраны в самый раз. И любимый полустоячий воротник на этот раз стилизован чуть более изысканно: застегнут доверху и отделан тонкой черной лентой, завязанной бантом. Стиль слоун для принцессы.


Диана приобрела этот веселый перуанский свитер с традиционным узором Fair Isle (на нем еще и ламы!) всего за 11,50 фунтов в магазине Inca в лондонском районе Белгравия. Как утверждают мои источники, там самый мягкий трикотаж!

Вещь кажется чуть кричащей и немного детской, это не совсем то, что приходит на ум, когда думаешь о нарядах будущей принцессы. Но мне нравится, что девушка сочетала изделие с джинсами буткат, а кружевные манжеты блузки и воротничок видны из-под свитера – это серьезный намек на возможную роль супруги будущего короля.


Вечером накануне помолвки охранявший меня полицейский сказал мне:

«Хочу, чтобы вы знали: это последний свободный вечер в вашей жизни. Так что используйте его по максимуму». Я почувствовала, будто мое сердце пронзили мечом. Я подумала: «Господи!», а потом, кажется, захихикала, как маленькая школьница32.

8.Там же.
9.Герцог Корнуолльский – титул, который носит в Великобритании старший сын монарха, наследник престола. Следовательно, его жена также становится герцогиней Корнуолльской (Прим. ред.).
10.Слоун-рейнджер (англ. Sloane Ranger) – молодой состоятельный аристократ, живущий и работающий в элитном районе Лондона, а уикэнд проводящий за городом. Игра слов: Sloane Square/Слоун-сквер, фешенебельная площадь в Вэст-Энде (западная часть центра Лондона, где сосредоточена культурная жизнь города), и Lone Ranger/Одинокий объездчик, популярный герой телевизионных вестернов (Прим. ред.).
11.Там же.
12.Там же.
13.Там же.
14.Там же.
15.Там же.
16.Peter Settelen Tapes, 1992.
17.Morton, Diana: Her True Story.
18.Peter Settelen Tapes, 1992.
19.Замок Балморал – летняя резиденция британского королевского дома в Шотландии (Прим. ред.).
20.Morton, Diana: Her True Story.
21.Peter Settelen Tapes, 1992.
22.Morton, Diana: Her True Story.
23.Там же.
24.Там же.
25.«From the Archive: Vogue’s Anna Harvey on Dressing Princess Diana», Anna Harvey, British Vogue, 1997.
26.Там же.
27.It-girl – девушка, которая чувствует и создает модные тенденции, икона стиля (Прим. ред.).
28.Morton, Diana: Her True Story.
29.Там же.
30.Кларенс-хаус – вестминстерская резиденция членов британской королевской семьи, которая прилегает к Сент-Джеймсскому дворцу со стороны улицы Мэлл. Королева с мужем и семьей проживала в этом особняке до коронации. Сейчас там живет принц Чарльз (Прим. пер.).
31.Там же.
32.Там же.
Yosh cheklamasi:
16+
Litresda chiqarilgan sana:
29 iyul 2022
Tarjima qilingan sana:
2022
Yozilgan sana:
2022
Hajm:
305 Sahifa 243 illyustratsiayalar
ISBN:
978-5-17-145967-3
Mualliflik huquqi egasi:
Издательство АСТ
Формат скачивания:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip

Ushbu kitob bilan o'qiladi