Kitobni o'qish: «Единственный навык, который имеет значение. Как читать быстрее, больше запоминать и усваивать любые знания», sahifa 2

Shrift:

Может быть, вы уже почувствовали усталость от этих занятий. А может, вы принадлежите к числу тех немногих профессионалов, которые этого не ощутили. Но это до поры до времени. Как бы то ни было, позвольте мне вас заверить: такой момент обязательно наступит. И пока ускоряющийся прогресс не создаст технологию, позволяющую внедрять любую информацию непосредственно в наше серое вещество, перегрузок будет только больше.

К счастью, есть намного лучший способ. Способ не только выбирать необходимое для изучения, но и довольно легко впитывать эту информацию и запоминать ее. К счастью, вы сможете стать Суперобучающимся.

Глава 2
Единственный навык, имеющий значение

Неграмотным человеком в XXI веке будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не может учиться, разучиваться и переучиваться.

Элвин Тоффлер, автор книги «Шок будущего»4

В современной жизни существует множество важных навыков.

Вам, человеку XXI века, нужно уметь устанавливать и поддерживать отношения между членами общества, разбираться в современных технологиях, быть в курсе политических событий, соблюдать законы, контролировать личные траты, учитывая расход и приход, принимать разумные решения по поводу своей карьеры, выбирать здоровую еду и делать еще миллион других вещей, которые помогают процветать и преуспевать в современном мире.

Конечно, ни один из этих навыков ничего не стоит, если вы не в состоянии пользоваться ими эффективно.

Вам наверняка знакома иерархическая пирамида потребностей Маслоу:


Иерархия потребностей Маслоу, предложенная в 1943 году, показывает: пока не удовлетворены самые элементарные и фундаментальные потребности, человек не в состоянии даже думать о чем-либо другом. Например, если у вас нет необходимого количества кислорода, вас, по большому счету, не интересуют пища и вода. Пока вы не найдете безопасное место для сна, то вряд ли будете беспокоиться, насколько хорошо раскрываете свой потенциал на работе.

Если подумать, то с обучением все обстоит точно так же. Оно представляет собой основополагающее умение для приобретения всех остальных навыков, которые пригодятся вам в жизни. Пока вы не разовьете у себя в детстве базовые способности к обучению, вы не будете беспокоиться о таблице умножения, а тем более – обсуждать философские проблемы. На первых порах своей жизни вы будете гораздо больше озабочены освоением элементарных навыков – держание головы, ползанье и потом, в один прекрасный день, – прямохождение.

А когда вы разовьете у себя первичную способность к обучению, следующим наиболее важным навыком будет, конечно, овладение языком. Как можно справляться с задачами, находящимися на более высоких ступенях иерархической пирамиды, если не понимаешь связи между ними? Поэтому каждый из нас тратит первые несколько лет, чтобы научиться правильно говорить и общаться с окружающими. Последующими навыками – грамота, приобретение общих знаний, аналитическое и критическое мышление и затем создание собственных оригинальных идей, мы овладеваем в течение первых 20–25 лет от детского сада и до выпуска из школы и вуза. И тогда эффективное образование становится единственным умением, которое по-настоящему важно. Как только вы научитесь учиться, вы сможете справиться с любой задачей.

Хочу спросить еще кое о чем.

Был ли у вас рядом в какой-то момент жизни человек – учитель, наставник или знакомый, который учил вас учиться?

Или, если уж на то пошло, говорил ли он вам, как лучше всего использовать ту самую массу нейронов и синапсов весом в четыре-пять килограммов, которую в просторечии называют мозгом?

Подумайте еще немного. В течение нескольких лет у вас в школе регулярно проводились занятия по физкультуре, где вам прививали важность физических упражнений. Вам преподавали анатомию и биологию, где вы изучали, как работают отдельные клетки и органы. Я могу поспорить, что некоторые из вас посетили ряд очень неудобных занятий по сексуальному образованию и безопасному использованию интимных частей вашего тела. Но как насчет мозга?

Разве это справедливо?

Когда вы покупаете какой-нибудь простой агрегат, например холодильник, разработанный командой инженеров таким образом, чтобы им было как можно проще управлять, то к нему все равно прилагается инструкция по эксплуатации страниц на пятьдесят! В такой брошюре обычно содержится полезная информация о каждой функции агрегата плюс точные указания, которым нужно следовать, если вы сталкиваетесь с какими-либо затруднениями. Но когда дело доходит до одного из самых сложных объектов в известной нам вселенной (наш мозг), то повезет, если вы получите хотя бы приблизительные указания, как им нужно пользоваться.

Вот почему многие из нас с огромным трудом переживают школьные годы да и вообще учатся без усердия. Мы страдаем от неимоверной скуки при изучении новых тем, тратим кучу времени, просматривая пройденный в классе материал, а в итоге все забываем сразу после сдачи экзаменов. Давайте будем честными – например, много вы помните из тригонометрии для старших классов?

Для меня испытание школой было особенно болезненным. В детском саду я имел статус этакого местного шута, потому что был не в силах спокойно усидеть на одном месте или помолчать хоть немного. Вначале это было даже забавно и не доставляло неудобств. Мои первые табели успеваемости, посылаемые домой учителем начальной школы, пестрили замечаниями о моей неспособности соответствовать остальным ученикам. Преподаватели видели во мне счастливого и дружелюбного ребенка и часто были готовы простить мне мои эмоциональные взрывы и невнимательность.

К восьми годам все очарование прошло. Одно из моих ранних воспоминаний о школе – задержка после уроков для странных тестов с учителем второго класса, который раньше работал коррекционным педагогом. В то время я не знал, что мои родители втайне от меня договорились о прохождении мною тестов на СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и результаты были отнюдь не утешительными. Хотя мне никогда не ставили официального диагноза, было вполне понятно, что всю оставшуюся жизнь я буду испытывать трудности из-за своей неспособности хорошо учиться. Мои родители подумывали даже начать лекарственную терапию, но все же решили не превращать своего креативного, счастливого ребенка в зомби. Я благодарен им за это.

Все оставшиеся годы в начальной школе я был проблемой № 1 в нашем классе. К счастью, у нас работали несколько очень участливых и очень терпеливых учителей. Хотя мои табели все равно заполняли отметки типа «Отвлекается», «Трудно сосредотачивается», «Не успевает усваивать материал», и я все еще тщетно силился понять, чему же нас учат на уроках, меня бесконечно долго поддерживали, так что я даже ни разу не оставался на второй год. Впрочем, меня гораздо больше интересовали внешкольные занятия, и я особо не заботился об успеваемости.

Все изменилось в шестом классе. Я перевелся в новую школу, которая была втрое больше прежней, и неожиданно попал в серьезный переплет. На уроках мне приходилось трудно. На самом деле трудно. Даже английский язык, мой наиболее сильный предмет, преподавался куда выше того уровня, на котором я находился. Математика и естественные науки и вовсе оставались недостижимыми и непостижимыми вершинами.

Но я не просто плелся в хвосте на занятиях. В то время как другие дети понемногу осваивали весьма полезные навыки социального общения (и завязывали романтические отношения), необходимые для выживания в средней школе, я обнаружил себя в страшном новом мире, где действовали новые правила и нормы, которых я не понимал. С моими знаниями мне было совершенно невозможно угнаться за остальными. Пока мои сверстники развивались и росли, превращаясь в молодых людей, я смотрел в зеркало и видел незрелого и ни на что не годного паренька, которому совершенно нечем было гордиться. В школе мне всегда было стыдно, потому что я слыл одним из самых тупых учеников. Вне школы я одевался безобразно, вел себя точно так же и так самовыражался, чем выделялся из толпы других подростков. И не самым лучшим образом.

Хотя мне никогда не ставили официального диагноза, было понятно, что всю жизнь я буду испытывать трудности из-за своей неспособности хорошо учиться.

Не прошло и месяца, как другие дети заприметили меня и взяли на мушку. Я стал одним из тех ребят, которые оказываются объектом постоянных шуток. Меня дразнили, издевались и унижали самыми жестокими способами, которые только можно представить. Даже та небольшая группа школьников-неудачников, которых я называл своими друзьями, отвернулась от меня и начала издеваться и подшучивать надо мной. Я никак не мог понять одного: почему все это досталось именно мне?

К восьмому классу я пребывал в глубочайшей депрессии. Каждый день проводил время в классе, разрисовывая себе руки различными надписями от «Заткнитесь!» до «Я себя ненавижу». В возрасте тринадцати лет я уже подумывал о самоубийстве, и если бы не был единственным ребенком в семье, то мог бы осуществить свое намерение. К счастью, одна девушка меня заприметила. Она постаралась сохранить нашу дружбу втайне ради сохранения своей репутации, но все же обратилась к школьному психологу за помощью.

За этим последовало одно из самых болезненных переживаний в моей жизни. Смотреть на своих родителей, которые всегда любили своего единственного ребенка больше своей жизни и боролись с болью от почти полной его потери, – все это потрясло меня до глубины души. При их поддержке я решил задержаться еще немного в этом мире, опереться на них.

К первому году старших классов школа стала даже еще большим испытанием для меня, но, по счастью, один мой приятель рассказал о препарате, которым родители пичкали его много лет. Лекарство называлось риталин.

Неожиданно все изменилось. Я отправился домой к родителям впервые под действием лекарства, и в конечном итоге мне выписали на него собственный рецепт. Почти за одну ночь я превратился из отстающего ученика в настоящего отличника с одними пятерками в табеле. Моя уверенность в себе невероятно укрепилась. Я стал более остроумным и мог лучше контролировать свои хаотичные эмоциональные вспышки.

Конечно, риталин не прибавил мне ума. Я по-прежнему не понимал многое из того, что происходило на занятиях. Но с рецептом в руках и сжимая заветную бутылочку в кулаке, я разработал новый трюк. Каждый день я возвращался домой в три часа, принимал вторую дозу за сутки и запирался в своей комнате, пока не приходило время ложиться спать. Если я и не мог учиться с той же легкостью, как другие ученики, мне нужно было просто работать усерднее (и принимать больше таблеток), чтобы поспевать за ними. Подсознательно я разработал ритуал, которого буду придерживаться всю оставшуюся жизнь. Я поклялся больше никогда не становиться парнем, который чего-то не понимает.

Результаты такой тактики были просто невероятными. Я получал высокие оценки на уроках и самые высокие баллы на вступительных экзаменах в университет. Запустил интернет-бизнес стоимостью сотни миллионов долларов. Был принят в Калифорнийский университет в Беркли и окончил его с отличием. Потом я продал свой бизнес. И это произошло, когда мне исполнилось 24 года. Нет нужды говорить, что моя новообретенная уверенность (или эго), выстроенная на фундаменте моих достижений, помогла мне приобрести значительное самоуважение. Но даже придерживаясь своего ритуала, я все равно прилагал большие усилия, чтобы нормально успевать в Беркли. В действительности я три раза менял специальность на более легкую, просто чтобы выжить, и в итоге остановился на самой простой, которую только и нашел в расписании: социология. И, как и большинство студентов, я забывал все выученное, как только выходил из экзаменационной аудитории. Но кому какое дело, не правда ли?

Казалось, что большинство моих проблем было позади.

Перенесемся в 2011 год. Тогда меня приняли в INSEAD – одну из самых престижных бизнес-школ в мире, где я проходил сжатый десятимесячный курс бизнес-администрирования в Сингапуре и во Франции. Учиться было довольно сложно, так как приходилось пройти материал, рассчитанный на два года обучения, за более короткое время, да еще и по предметам, которые мне не слишком давались. А сверх того мне пришлось пройти еще и сертификационные тесты по двум иностранным языкам, дважды переезжать из одной страны в другую, управлять своим бизнесом и каким-то образом иметь время на путешествия и общение в сети, что входит в программу бизнес-администрирования.

Мой привычный ритуал? Он просто не мог сработать. За несколько месяцев до начала программы я получил список рекомендуемой литературы из 1200 позиций, причем содержания большинства из них я совершенно не понимал. А что было хорошей новостью? Мои наставники заверили, что эта литература даст мне фору на первую неделю учебы.

Но на что же я подписался, черт побери? И подумать только, я уже отказался от риталина.

К счастью, в то время я проходил стажировку в Израиле в офисе небольшой венчурной компании. Там я встретил очень умного и очень необычного человека по имени Лев Голдентуш. Умевший отлично говорить на трех языках Лев получил степень доктора философии по обучению компьютерной грамотности и теории информации в совсем юном возрасте 27 лет. Он был женат на учительнице по имени Анна, которая потратила многие годы на преподавание техник запоминания и скорочтения в местных университетах и в учреждениях для отсталых детей. Мне сразу стало понятно, что Лев был самым быстрым чтецом, которого я когда-либо встречал. До прихода на работу к 9 часам утра он успевал прочитать от пяти до десяти статей за утренним кофе, заваливая к 9:15 ящик моей электронной почты различными статьями на темы, интересовавшие нас обоих. Но больше всего меня поражало, что Лев не только был способен усваивать информацию при такой скорости чтения, но и прекрасно помнил прочитанное. Разговор со Львом был похож на чтение Википедии, только все происходило гораздо увлекательнее.

Мне нужно было этому научиться.

Но больше всего меня поражало, что Лев не только был способен усваивать информацию при немыслимой скорости чтения, но и прекрасно помнил прочитанное.

На протяжении следующих шести недель я тренировался со Львом и Анной в том, что позднее я назову «Суперобучением». Осенью, когда я начал курс в INSEAD, я уже был новым человеком. Конечно, мне по-прежнему был нужен риталин, чтобы усидеть на месте в аудитории на протяжении восьми часов. Но теперь я мог не только успевать за своими сверстниками, но по некоторым предметам даже обгонял их. Очень часто другие студенты отводили меня в сторону и спрашивали, как мне удается находить время на ознакомление со всеми этими примерами до начала занятий или почему я недавно так быстро сдал экзамен и вышел из аудитории. Они просто не понимали: я все закончил раньше срока.

В социальном плане мне так и не удалось найти своего места в INSEAD. Я был самым молодым и наименее зрелым из всего потока. Но по части успеваемости – настоящим суперменом.

После выпуска я позволил своим новым навыкам Суперобучения свободно развиваться. Во-первых, прояснил для себя некоторые вопросы, которыми увлекался в молодости. Пожирал книги по социальной психологии, языку тела, привлекательности и овладеванию харизмой, наращивал знания, которые привили мне Лев и Анна, уходя далеко в дебри нейронауки, теории запоминания и обучения. Я диагностировал и устранил собственные проблемы со здоровьем, читая книги по кинезиологии и спортивной терапии. У меня получалось развиваться духовно и эмоционально при помощи книг на самые разные темы и идти по жизни смеясь. Я читал книги по бизнесу и прошел курс программирования, пытаясь запустить новую компанию по разработке программного обеспечения.

И потом у меня появилась идея.

Вместо того чтобы отсылать людей к перегруженной Анне, почему бы мне не организовать онлайн-курсы, где каждый мог бы приобрести такие же полезные навыки?

Я ничего не знал о записи видеороликов, их редактуре, разработке образовательных материалов или контент-маркетинге, но зато умел хорошо учиться. Однажды я открыл около 45 вкладок по самым разным темам – от педагогического дизайна до имиджевого маркетинга – и научился использовать основное программное обеспечение для редактирования. Я узнал не только как создавать онлайн-курсы, но и как сделать их самыми лучшими. Затем основательно поработал над переводом материалов с иврита на английский. Через два месяца – 26 декабря 2013 года – мы запустили первый онлайн-курс «Стань Суперобучающимся».

Все остальное, как теперь принято говорить, уже история. Через какое-то время мы заняли первые строки в списках образовательных курсов, предлагаемых в сети. В течение пяти лет мы набрали свыше 200 тысяч студентов, вели почти 12 различных онлайн-курсов, создали удостоенный награды подкаст и издали две книги. На каждом этапе я применял свои образовательные навыки по всему на свете для развития бизнеса – от маркетинга до лидерства до обучения и аудио, до копирайтинга и многого другого. Сегодня я гордо могу сказать, что мой бизнес является одним из самых успешных в сфере ускоренного обучения. Еще важнее, что книги, которые я читал в свободное от работы время, помогли мне выстроить долговременные отношения со многими друзьями и вступить в романтическую связь с невероятной женщиной. Все они любят меня и поддерживают во всех начинаниях.

Неплохо для парня, который почти сломался в седьмом классе средней школы.

Уверен, что всем этим достижениям я обязан своим необычайным способностям к усвоению информации. Обучение не только сделало меня более счастливым, здоровым и богатым человеком, но и спасло мне жизнь. На протяжении последних пяти лет я посчитал своей миссией удержать как можно больше людей от тех страданий, через которые прошел сам. Это та боль, которую испытывает человек, осознавая собственную глупость или неспособность понять окружающий сложный мир.

4.Элвин Тоффлер. Шок будущего. – М.: АСТ, 2002 г.
58 629,59 soʻm
Yosh cheklamasi:
16+
Litresda chiqarilgan sana:
31 yanvar 2023
Tarjima qilingan sana:
2023
Yozilgan sana:
2019
Hajm:
159 Sahifa 16 illyustratsiayalar
ISBN:
978-5-04-180176-2
Matbaachilar:
Mualliflik huquqi egasi:
Эксмо
Формат скачивания:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip

Ushbu kitob bilan o'qiladi