bepul

Литейно-кузнечное производство завода «Калужский двигатель»

Matn
O`qilgan deb belgilash
Shrift:Aa dan kamroqАа dan ortiq

Этапы. 1980 – 1990 г.

«1990 год был пиком развития всего завода и литейно-кузнечного производства в частности, – говорит начальник литейно-кузнечного цеха И.А.Балашов. – Мы достигли тогда максимальных объемов по танковому двигателю (до 120 комплектов в месяц) и по малоразмерным газотурбинным двигателям 9и56 и СЭС-75 мощностью от 70 до 100 кВт, применяемых в качестве энергосистемы для запуска ракет в комплексах С-300, «Тополь», «Тунгуска». Параллельно шло освоение новых видов технологий и номенклатуры литейного и кузнечного производств. В частности на кузнечном производстве был освоен штамповочный комплекс «Weingarten» (Германия) для изготовления массивных штамповок для основных видов оборонного заказа».

Награды

«Орден Октябрьской Революции» – Г.П.Киреева – формовщица цех№1 (1981 г.)

Медаль «За Трудовое Отличие» – В.П.Волжанин – модельщик цех№1 (1981 г.)

Медаль «За Трудовое Отличие» – М.И.Дмитровский – выбивальщик цех№1 (1981 г.)

Медаль «За Трудовую Доблесть» – Л.Н.Анашкина – штамповщица цех№2 (1981 г.)

Медаль «За Трудовую Доблесть» – В.Г.Родионов – плавильщик цех №1 (1981 г.)

«Заслуженный моторостроитель» – М.М.Новикова – формовщица цех №1 (1982 г.)

«Заслуженный моторостроитель» – З.П.Авдеева – машинист цех№2 (1984 г.)

«Заслуженный моторостроитель» – В.А.Мартынов – кузнец цех №913 (1988 г.)

«Лучший рационализатор» – Л.С.Новикова – ст.инженер-технолог цех №1 (1981 г.)

– В.В.Моисеева – ст.иженер-технолог цех №1 (1985-86г.)

– В.В.Яшин – электромонтер цех №1 (1987 г.)

– В.П.Кузнецов – ст.мастер цех №1 (1988 г.)

Вот как описывала в те годы напряженный ритм работы литейщиков заводская газета «Мотор»: «Бригада выбивки литья не знает простоев. Запрессованные формы словно по конвейеру, скользят в пышущие жаром печи. Вес наиболее «солидных» из них достигает 150-200 кг. Что и говорить, работа не из легких. И, конечно же, для всего коллектива важен пример самого бригадира, который всегда на самом тяжелом и ответственном участке. Это бригадир третьего участка первого цеха М.Дмитровский… «Мои стахановцы», – ласково называет эту бригаду начальник первого цеха В.Е.Хайченко».

Этапы. 1980 – 1990 г.г.


Следующий этап развития литейно-кузнечного производства был, как и для всего предприятия, самым сложным. Радикальные экономические реформы, проводимые в стране, больно ударили по предприятиям ВПК. Многие из них просто прекратили свое существование. В частности – ряд смежников КМЗ. В этих условиях уже не приходилось говорить о

каком-либо наращивании объемов, а главным образом – о выживании и поиске новых применений уникальным технологиям. Вот как охарактеризовал этот период руководитель предприятия

Ю.А.Лейковский

: «90-ые годы прошлого столетия, как и для многих предприятий-производителей ВПК, оказались самыми трудными, особенно 1996-1998 годы. Для выживания предприятия была пересмотрена его производственная деятельность, которая строилась на базе разработанных конструкторских, технических решений и целевых программ, а именно: – сохранение уникального производства газотурбинных двигателей для транспортных машин и малоразмерных ГТД в номенклатуре, освоенной предприятием под объем Гособоронзаказа; постановка на серийное производство новой системы энергоснабжения СЭС-75 на базе современного ГТД для перспективного ЗРК С-300 ПМУ с широким диапазоном

назначения и применением в народном хозяйстве; серийное производство модуля двигателя ТВ7-117 для пассажирского самолета ИЛ-114; выпуск дизельных двигателей Д12М мощностью 16, 25 л.с. для минитракторов; производство мотоблоков МБ-1Д и МБ-90 и навесных орудий к ним. На базе изделия 029 разработаны, изготовлены и отгружены силовые блоки для комплекса разрыва пластов с целью увеличения объемов добываемой нефти из скважин… Надежды на получение средств на конверсионные программы исчезли в 1995 году, когда государство перестало финансировать конверсионные предприятия. Поэтому дальнейшее освоение производства новой продукции на предприятии осуществлялось только из своих средств».

Нынешний генеральный директор Ю.А.Лейковский сумел удержать производство в трудные 90-ые годы

Этапы. 1990 – 2000 г.г.

Для литейно-кузнечного направления это было время больших структурных реформаций, реорганизаций и потрясений. В 1991 году руководство завода принимает решение о создании на базе нескольких подразделений Литейно-штамповочного завода (ЛШЗ). Через 2 года – появляется заготовительное производство с упразднением ЛШЗ. Вскоре упраздняется и заготовительное производство и реанимируется ранее ликвидированный Литейно-штамповочный завод.

Этапы. 1990 – 2000 г.г.


Частично ОГМет, ЦЛО, цех №218

Кузнечно-прессовый цех № 102

Литейный цех № 101. Начальник И.А.Балашов


Литейно-штамповочный завод (ЛШЗ). Приказ №27 от 05.02.1991 г. Директором назначен В.П.Василенко.


Заготовительное производство. Приказ №98 от 12.05.1993 г. Начальник С.И.Малышев.


Кузнечно-штамповочный цех №913. Начальник В.М.Безбородов

Цех резки и рубки металла №145. Начальник А.Г.Журавлев


Литейный цех №912. Начальник И.А.Балашов


Цех точного литья


Новый Литейно-штамповочный завод. Приказ №136 от 25.05.1998 г. Директор С.И.Малышев


Цех цветного и чугунного литья


Кузнечно-штамповочный цех

В этот период, практически лишенные гособоронзаказа, калужские моторостроители и их литейщики в том числе взялись активно осваивать гражданскую продукцию. В частности – много работали над производством дизельного двигателя средней мощности Д12М1. Нашим литейщикам пришлось осваивать производство алюминиевых отливок для этого изделия. В частности – головок цилиндров двигателя, одновременно продолжая наращивать производство литья для мотоблоков. Надо было постараться сохранить уникальное производство газотурбинных двигателей, которое, впрочем, государство по линии оборонного заказа практически не финансировало. Разрушительные реформы, реорганизации, безденежье, приватизация, сокращение персонала, жесточайшая экономия ресурсов (дело доходило до поминутного графика подачи электроэнергии в цеха завода) – на таком фоне приходилось трудиться нашим литейщикам и кузнецам. И что самое удивительно – добиваться неплохих результатов.

Этапы. 1990 – 2000 г.г.



О работе литейщиков в 1992 году генеральный директор завода

Ю.А.Лейковский

сказал следующее: «В этом году мы неплохо подтянули работу ЛШЗ. Прибавка есть и очень существенная. Она по точному литья составила 1,44 раза, сделали 280 тонн вместо 198 тонн. В том числе по гражданской продукции рост в 10 раз. По цветному литью выпуск увеличился в 2,14 раза, стало 458 тонн против 214 тонн в 1991 году. Литейное производство обеспечивает двигатель ДМ-1Д и блоком цилиндра, и головкой цилиндра, и поршнем, и шатуном». В этот период на ЛШЗ также были освоены 3 отливки на карбюратор мотоблока. В 1992 году для участка цветного литья были приобретены две машины для литья под давлением.

Самые трудные годы реформ пережил вместе с цехом литейщик участка цветного литья Н.Н.Полойников. 23 года отдано литейному делу

Работа над конверсионными программами в части мощного развития мотоблочной тематики и освоения производства дизельных и карбюраторных моторов для средств малой механизации не должна была заслонять главную тему калужских моторостроителей – газотурбинную. В период 90-х годов ее приходилось не то чтобы развивать, а спасать. От былых объемов по танковому ГТД остались буквально слезы. Если в 1990 году литейщики обеспечивали в месяц до 120 комплектов литья изд. 029, то к концу 90-х годов объемы упали до 20 комплектов в год. Шел активный поиск альтернативных вариантов развития уникальных газотурбинных направлений. Выше мы уже упоминали о разработанных заводом в этот период газотурбинных комплексах для разрыва нефтяных пластов при извлечении остаточных нефтяных запасов.

Этапы. 1990 – 2000 г.г.



Вскоре литейщики завода получили еще один шанс продемонстрировать свои навыки в изготовлении высокоточных жеропрочных отливок. На этот раз – для разработанных конструкторами КОБМ по заказу Ирана газотурбинных установок. Здесь встал вопрос о технологии вакуумного литья самой, пожалуй, ответственной детали – ротора турбины из жаропрочного сплава ЖС6К-ВИ. Вес отливки достигал 32 кг, что для вакуумной печи УППФ-3М было практически пределом возможностей. В цельном исполнении такого рода отливки до этого не изготавливались, а, как правило, набирались из отдельных, ранее отлитых лопаток. Технологи завода предложили лить ротор целиком. Следовательно – и изготавливать его восковую модель в сборе. Понятно, что цельнолитая технология предъявляла особые требования по точности литья. Ведь, скажем, в обычном варианте сборки роторов, если попадается бракованная лопатка, то ее быстро заменяют годной. В новом же варианте из-за малейшего брачка хотя бы одной из 42 лопаток ротора приходилось забраковывать все изделие целиком. По цене, кстати, приближающееся к стоимости хорошего автомобиля. Стоить ли говорить о том, какой

уровень литейной технологии должен быть для изготовления такого рода изделий.


Награды

Орден «Трудовой Славы» III степени – А.В.Яшин – кузнец-штамповщик (1986 г.)

«Заслуженный моторостроитель» – А.П.Шумилова – начальник ТБ (1996)

«Заслуженный моторостроитель» – В.В.Яшин – электромонтер (1996)

Изготовление иранских роторов – серьезный экзамен для литейщиков

Следующий этап развития литейно-кузнечного направления и завода в целом был обусловлен общим подъемом экономики страны. ЛШЗ вышел из кризиса 90-х вполне работоспособным подразделением. Правда, о былых объемах гособоронзаказа по тому же танковому направлению говорить не приходилось. Объемы упали в разы. Но главное – литейщикам удалось сохранить уникальные технологии по всей газотурбинной тематике. Постепенно осваивались новые изделия, внедрялось современное прогрессивное оборудование. Литейно-кузнечное направление обретало второе дыхание.

 

Этапы. 2000 – 2011 г.г.

Зам.главного металлурга ОАО «КаДви» С.И.Малышев, работавший ранее директором ЛШЗ, так охарактеризовал первый восстановительный этап развития литейно-кузнечного направления: