Kitobni o'qish: «Z-300», sahifa 4

Shrift:

– Благодарю, вы прекрасный рассказчик, – откликнулся директор заповедника.

– Но ведь была в этой истории еще какая-то загадка? В моих файлах даже следа нет.

– Это совсем другая тема. – Загадочная полуулыбка скользнула по лицу мужчины.

– Хорошо. А теперь вы можете изучить подробную техническую информацию по данному объекту и посмотреть модель в действии, вызвав голографический пульт управления. Затем мы продолжим экскурсию, увидим много замечательных, подлинных образцов инженерного искусства.

2023 год

Ржавый, расхлябанный багги несся по выжженной солнцем каменистой пустыне. Кратеры бывших карьеров, наполненные тухлой, ядовитой жижей, походили на запавшие старческие глаза, смотревшие на людей с укором и мольбой. Обжигающий воздух трепал порванную на груди рубаху. Потертая кожаная куртка словно приклеилась к телу. По спине струился мерзкий липкий пот.

– Мыхалыч, жми давай, жми! – кричал верный Колобок, отстреливаясь из киношного бластера и придерживая на макушке неизменную тюбетейку.

Сергей задыхался от жарких потоков и не мог вымолвить ни слова. Оглянулся. Огромная змея гналась за ними, поблескивая на солнце металлической чешуей, раззявив страшную пасть. Багги пошел юзом, задрав правое переднее колесо. Подлетел на уступе. Дважды перевернулся в воздухе и уткнулся в каменную глыбу, подняв тучу серой пыли.

– Она живая. Слышишь, Раф, земля дышит и стонет, – мужчина разомкнул пересохшие губы и… подскочил от громкого звона будильника. – Надо же, привидится такое, – пробурчал, потирая виски.

Голова гудела. Даже после очередного курса антигистаминной терапии чувствовал он себя неважно. Посидел на кровати, приходя в чувство после тяжелого пробуждения. Поднялся, стряхивая остатки сна.

Крепкий кофе взбодрил. Сергей просмотрел задачи в планере на смартфоне. Невольно улыбнулся сообщению Арины в мессенджере. Девушка желала ему скорейшего выздоровления. Напоминала, что модель готова, и ее могут доставить в удобное для него время. «Я соскучился, сегодня вылетаю», – написал он в ответ. Прилетевший смайлик буквально окрылил.

Три месяца жизни в режиме Питер – Екатеринбург порядком поднадоели Сергею. Но на серьезный шаг он все не мог решиться, вел себя как мальчишка. Всегда уверенный, напористый, перед Ариной робел. Она же спокойно принимала его ухаживания, а в офисе придерживалась деловой этики, что совершенно сбивало с толку. «Да еще хлыщ этот белобрысый по пятам за ней ходит», – в очередной раз мысленно сокрушался молодой человек.

В свой прошлый приезд он встречался с руководством «Заслона» и предложил совместный экопроект, часть исследований которого проходила бы на лабораторно-экспериментальной базе акционерного общества, а полевые испытания – на Урале. Он твердо решил помочь Арине продолжить изыскания ее родителей, да не заметил, как и сам увлекся идеей. Девушка обещала познакомить его с родителями, чтобы те посвятили молодого инженера в технические нюансы. Морозов изучил массу литературы, научных статей по этой теме и даже начал прорабатывать с экологом новый проект по рекультивации земель с применением современных технологий.

Чертежи лежали на письменном столе в кабинете. Сергей бегло просмотрел их и пояснительную записку. Подвинул в сторону. Открыл верхний ящик тумбы, достал маленькую коробочку красного бархата. Сжал в руке, не решаясь заглянуть. «В самом деле, как пацан», – фыркнул и приподнял крышку. Маленькое изящное колечко сверкнуло бриллиантовой искрой. Подумал: «Сегодня же сделаю предложение». И произнес вслух, запинаясь:

– Арина… я тебя… выходи за меня… Нет, не так! Арина… выходи… А-а-а!.. – Захлопнул драгоценную коробочку и пошел собираться в аэропорт.

Всего через несколько часов со счастливой улыбкой и большим букетом нежных белых роз наш влюбленный шел по Приморскому проспекту навстречу своей судьбе. Летнее солнце таяло, отражаясь в витринах, с Большой Невки веяло особой питерской свежестью.

Его ждали. Семья Арины собралась за по-русски щедро накрытым столом с молодой отварной картошечкой под селедочку. Павел Аркадьевич достал «так сказать, за знакомство» запотевший графинчик с наливочкой под хрумкие груздочки, приправленные луком и домашней сметаной.

– Аринушка много рассказывала о вас, Сергей Михайлович. – Профессор Елисеев широким жестом радушного хозяина пригласил Морозова отведать угощение. – Уважаете русскую кухню? Наша домоуправительница Людмила Георгиевна отменно готовит. Мы ведь все в науке, создания эфемерные к хозяйству непригодные. – Он подмигнул гостю и расплылся в широкой, добродушной улыбке.

– Хорошо, когда можно поручить хозяйственные вопросы ответственному человеку, – в тон старику поддакнул собеседник.

– Мы с Марией Антоновной люди увлеченные, микробиология – дело всей нашей жизни. Вот и с детьми не спешили. Арина – наша единственная дочка, поздний ребенок и радость на старости лет. А вы, насколько я понимаю, увлеклись вопросами экологии, будущего планеты.

– Совершенно верно, Павел Аркадьевич, хочу, чтобы мои дети увидели Землю-матушку цветущий.

– Это хорошо, очень хорошо, Сережа. Можно вас так называть? – Мария Антоновна поддержала беседу. – Важно, когда тебя окружают единомышленники. Аринушка, а ты угощай гостя, угощай, – обратилась к дочери.

– Конечно-конечно, как вам будет удобнее, Мария Антоновна. Я на самом деле заинтересовался вашими разработками, хотел просить профессора проконсультировать меня по некоторым вопросам. Предложить возобновить изыскания вместе с Ариной.

– А что вас больше интересует, Сергей Михайлович? – прищурился профессор. – Если говорить о биодеструктурировании, то здесь все довольно просто. Непосредственно технология включает создание благоприятных водно-воздушных, тепловых и питательных условий для микроорганизмов и регулярного контроля численности применяемой популяции. В нашем случае определенными микробиологическими методами мы вывели качественные штаммы и назвали их группой «Z». Далее из последующих поколений этих микроорганизмов мы выделили наиболее эффективный – «Z-300». Этот штамм способен не просто разлагать, но и трансформировать отходы жизнедеятельности человека, в том числе и пластик, в органические и неорганические соединения. По сути, восполнять полезные ископаемые, очищать участки земли, пострадавшие от техногенных катастроф и людского варварства. В применении к рекультивации эффективность такого вида процессов зависит от управляемости регулирующих факторов, поскольку качество штаммов «Z-300» неоспоримо высокое. – Профессор задумался на секунду. – Но если дочь посвящала вас в более тонкие моменты, то вы, вероятно, знаете, что наша лаборатория занималась в том числе и прикладными вещами. Например, зачисткой… хм-м… скажем так, не совсем удачных военных разработок, связанных с авиацией и применением искусственного интеллекта в этой сфере.